Posted 22 октября 2003,, 20:00

Published 22 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Двадцатилетние «старики»

Двадцатилетние «старики»

22 октября 2003, 20:00
На сцене омского камерного «Пятого театра» открывается всероссийский театральный фестиваль. Погоду на нем, как и на столичных международных форумах, будут делать режиссеры и драматурги, которым едва исполнилось 25 лет. Но только здесь можно понять, чем живет театр всей России.

То, что происходит сейчас с молодым театром, немного напоминает ситуацию конца 80-х годов, когда количество свежеиспеченных студий превышало всякие мыслимые пределы. Сегодня новые театры возникают редко. Тем не менее «молодые да ранние» все больше, кажется, определяют театральную конъюнктуру. А если и не картину в целом, то атмосферу и настроение – уж точно. В Москве молодые режиссеры и драматурги с успехом отвоевывают у мэтров главные и неглавные площадки. Здесь они – в центре внимания, о них пишут, их любят. «Их не ждут, они приходят сами» – это уже не про нынешних начинающих и едва оперившихся. Их ждут, да еще как! С другой стороны, модное и любимое молодыми слово «verbatim» (то есть «дословно») у зрителей и критиков уже вызывает лицевую судорогу, а спектакли недавних выпускников театральных вузов чаще поражают непрофессионализмом и лишь в исключительных случаях – талантом и мастерством. Как сказал об этом режиссер Валерий Фокин: «Сегодня куда ни посмотришь – все молодые. Чем моложе, тем лучше. Двадцать – уже поздновато, лучше шестнадцать. Как Гайдар в шестнадцать лет командовал полком. Вот тогда можно дать большую сцену! Это наша российская черта – все с перебором».

На II фестивале «Молодые театры России», который с 24 октября по 2 ноября пройдет в Омске, без слова «verbatim» тоже вряд ли обойдется – впрочем, семинар, который проведет режиссер и драматург Михаил Угаров, скорее будет посвящен новой драме, чем проблемам документального театра. Посетит Омск и существующий меньше двух лет московский Центр новой пьесы «Театр. doc». Первоначально планировалось, что омский зритель увидит два спектакля Центра: суперэпатажную «Большую жрачку», построенную на реальных диалогах, которые его создатели записали в телевизионных студиях и аппаратных, где стряпают ток-шоу; и последнюю премьеру театра «Norway today». Позже выяснилось, что «Жрачка» не приедет и увидеть своими глазами, как отреагирует культурная сибирская публика на это шокирующее (впрочем, малохудожественное) зрелище, сибирякам не удастся. Однако и сюжет, лежащий в основе спектакля Георга Жено «Norway today», наверняка привлечет внимание общественности. «Norway today» – одна из самых известных немецких пьес последних лет, она переведена на 20 языков мира. Речь в ней идет о том, как молодые ребята ищут через Интернет «друзей по интересам» – добровольных самоубийц, а, найдя, отправляются в путешествие к заснеженным скалам Норвегии, чтобы вместе броситься вниз. Еще одним «гвоздем» фестиваля обещает стать спектакль Михаила Угарова «Облом off» – явная победа другого модного молодежного театра Москвы – Центра режиссуры и драматургии Рощина и Казанцева.

Впрочем, не лишенные хулиганства столичные постановки вряд ли будут определять основную линию этого события, скорее придадут ему остроты. Потому что в первую очередь фестиваль в Омске, городе с мощными театральными традициями, – это панорама ярких явлений провинциальной сцены. Привозить сюда молодые российские (и не только) коллективы придумал Омский камерный «Пятый театр», созданный в 1990 году – как раз во времена нахлынувшей театральной вольницы. Тринадцать лет для труппы – возраст еще вполне юный, но Омский «Пятый театр» за это время многое успел: и на «Золотую маску» его выдвигали, и по итогам конкурса «Окно в Россию» включили в пятерку самых сильных провинциальных трупп, и за границей он гастролировал неоднократно. В рамках своего собственного фестиваля он покажет спектакль «Мера за меру». Многие другие участники – ровесники «Пятого театра» – труппы, созданные на рубеже 80–90-х. Это и Новосибирский драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, и питерский «Комик-трест», и «Et cetera» Александра Калягина, который привезет в Омск спектакль по рассказам Чехова «Лица». Посетит фестиваль и старая гвардия: театр-студия «У Никитских ворот» Марка Розовского; челябинский театр «Манекен», существующий уже 40 лет, – видимо, в качестве иллюстрации мысли о том, что молодость напрямую не связана с возрастом.



"