Posted 22 октября 2003,, 20:00

Published 22 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Уставшие буревестники

Уставшие буревестники

22 октября 2003, 20:00
Новая картина Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе «Магнитные бури» рассказывает совсем не о физических явлениях природы. В ней речь идет об аномалиях другого рода – о магнитных бурях русской души.

Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе – уникальный и, пожалуй, самый интересный творческий тандем в российском кино. Вместе они почти 30 лет. «Магнитные бури» – их двенадцатая совместная картина. Но если их предыдущие фильмы становились громкими событиями отечественного кино и собирали внушительную коллекцию призов, то биография «Магнитных бурь» пока не богата яркими фактами. На фестивале «Кинотавр» «Бури» получили лишь приз за сценарий, уступив главную награду дебютанту Геннадию Сидорову («Старухи»), путь на Венецианский фестиваль им преградило «Возвращение» дебютанта Андрея Звягинцева, с другими фестивалями тоже не сложилось. Критики приняли картину благосклонно, но иные уже поговаривают, что соавторам пора расстаться.

Увязывать природные явления с состоянием человеческой души – прием, традиционный для русской культуры. Дожди, ветры, шторма, солнечные затмения и шаровые молнии становятся удобной метафорой для творцов, склонных видеть в русской душе какую-то неразгаданную тайну. Причем позитивно капризы природы действуют разве что на героев мультфильмов. В большом же кино, если разыгралась буря, жди беды. А если буря магнитная, как в новом фильме Вадима Абдрашитова, – жди кровавого побоища.

Процентов семьдесят экранного времени «Магнитных бурь» занимают массовые драки – воюют рабочие металлургического завода. Завод – единственный кормилец города – остановился из-за передела собственности, и теперь его сотрудники, разделившиеся на сторонников нового и старого владельца, ежевечерне мочат друг друга кулаками, дубинами, цепями. Мочат жестоко, до рваных ран, до переломов костей, до пробитых голов. Магнитные бури у Абдрашитова–Миндадзе не в природе, а в головах, в душах людей, а потому продолжаться могут бесконечно.

Главный герой картины – Валерка – типичный «русский душою» человек. Сыгравший его актер Максим Аверин в интервью «НИ» говорит прямо: «Это про нас фильм, про русских». Герой этот просит бури, наивно полагая, что в ней есть если не покой, то хоть какой-то выход из положения. Валеркино сознание отрицает, что «луч солнца золотой» спокойной жизни куда лучше ежедневного мордобоя, но его неудержимо несет из уютного дома от красавицы жены (Виктория Толстоганова) в заводской бойцовский клуб, где он теряет и веру в людей, и смысл жизни, и лучшего друга, и любимую жену, и себя самого.

Этот беспощадный народный бунт завершится, как это всегда бывало на Руси, бессмысленно: коммерсанты заключат обоюдовыгодную сделку, а рабочие обреченно поплетутся на свой завод – в конце концов не все ли равно под кем работать, лишь бы зарплату платили вовремя. Современный пролетариат – униженный и оскорбленный гораздо больше, чем в начале прошлого века – уже не хочет, чтобы сильнее грянула буря: буревестник расстрелян. Хеппи-энд со слезами на глазах.

Действие картин Абдрашитова–Миндадзе последнего пятнадцатилетия («Армавир», «Пьеса для пассажира», «Время танцора») разворачивается в некоем условном пространстве и в некоем условном времени. Их кино всегда метафорично, в нем очень много символов и очень мало слов. В «Магнитных бурях» символизма как-то уж чересчур много, к тому же он уж слишком незамысловатый. Загадок русской души в фильме сколько угодно. Стремление выйти на космический уровень оборачивается расплывчатым размышлением о природе человеческой слабости и натужным стремлением ее оправдать. То, что бес с ангелом в душе человека борются, и то, что русскому человеку в морду получить, что пряник скушать, – известно не первый год. Что же до психоанализа времени – постоянной темы Миндадзе с Абдрашитовым, – то чем дальше, тем жизнь представляется им мрачнее и мрачнее. Вероятно, «Магнитные бури» – это автобиографическое кино.