Posted 22 сентября 2015,, 21:00

Published 22 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:30

Updated 8 марта, 03:30

Ваза вместо небоскреба

Ваза вместо небоскреба

22 сентября 2015, 21:00
В списке так называемых «стархитектс» – архитекторов со звездным статусом – Заха Хадид занимает одно из первых мест. Более десяти лет назад именно в Эрмитаже ей вручили Притцкеровскую премию – аналог Нобелевки в зодчестве. Уроженка Ирака, живущая в Англии, госпожа Хадид стала первой женщиной-архитектором, удостоенной э

В качестве прелюдии и камертона для всей выставки на одном из стендов висит «Черный квадрат» Малевича. Тот самый, который является четвертым вариантом великой картины и который куплен для Эрмитажа Владимиром Потаниным за миллион долларов. Таким образом декларируется непосредственная связь творчества Захи Хадид с русским авангардом. Но, сказать откровенно, признание в любви к авангарду для архитектора второй половины ХХ века – сродни признаниям в любви к Рафаэлю у художников XIX столетия. Некий профессиональный код и признак минимальной культуры – оно позволяет не городить на каждом углу классический ордер с колоннами. Дипломный проект Хадид 1977 года (мост Хангерфорд через Темзу) и вправду заигрывал с малевичскими фигурами (громоздил их одну на другую), но дальше углы и прямые линии оказались прямой антитезой тому, что делала состоявшийся архитектор.

Если говорить просто, Заха Хадид перешла от геометрического авангарда к органическому. Ее строения начали стелиться по земле, огибать холмы и горные уступы, переливаясь, стекать, подобно ртути, по склонам и ложбинам. Все углы скруглились, все прямые линии превратились в выгнутые, все плоские крыши приобрели величественные изгибы. Истинная Хадид началась в XXI веке с проектами отдельных зданий, которые выглядели уже как симбиоз растений с летающей тарелкой – именно таков лыжный трамплин в Инсбруке (1999 – 2002), а следующая постройка в австрийских Альпах – канатная дорога Хунгербергбан – и вовсе превратилась в подобие ожившего и вздыбившегося ледника. На космическую станцию, готовую к запуску, очень похож особняк Capital Hill, якобы уже законченный в подмосковной Барвихе (нужно еще проверить, сохранился ли этот объект 2007 года в первозданном виде). Здесь уже больше подходят сравнения не с Малевичем, а с поздним Корбюзье, когда тот увлекся формой раковин, или даже с арабской каллиграфией – на этом настаивает директор Эрмитажа и знаток Востока Михаил Пиотровский.

Стиль Захи Хадид узнается сразу – в этом признак настоящего мастера. Даже небольшой набросок – уже Заха. Но все критики, конечно, ждали какой-то главной, программной постройки. Таковой по всем раскладам должен был стать музей современного искусства MAXXI в Риме (2009). Музей и впрямь очень эффектный, но то ли помешало плотное окружение безликого района, то ли чрезмерное увлечение Пиранези и всем римским барокко, но здесь пластическая мощь архитектора оказалась скованной и в прямом смысле слова вогнанной в рамки. Куда как более свободными и вызывающими выглядят Центр Гейдара Алиева в Баку и Дизайн Парк в Сеуле – вот куда надо ехать, чтобы увидеть гения во всей красе.

Впрочем, главный парадокс эрмитажной выставки заключается в том, что самыми интересными и характерными творениями архитектора оказываются совсем не здания или кварталы. Зрителей невозможно оторвать от дизайна студии Хадид. Весь набор прикладного творчества – от яхты до столовых приборов, от коллекции столов до туфель: вот где совершенная органика сочетается с техногенностью. Лучший стенд имеет название «Исследование башен». На нем, как сообщает аннотация, представлены образцы параметризма – вариации многоэтажной башни, созданные и «распечатанные» с помощью 3D-программ и принтера. Но на самом деле этот лес объемов воспринимается как футуристические вазы. Хоть сейчас неси в сувенирную лавку. Правда, одной такой вазы достаточно, чтобы ты начал из-за нее переформатировать комнату, а потом уже весь дом вместе с прилегающим районом.

"