Posted 22 сентября 2014,, 20:00

Published 22 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:07

Updated 8 марта, 04:07

Мы не можем жить без добра

22 сентября 2014, 20:00
В субботу, 20 сентября, подвел итоги Международный фестиваль анимационных фильмов в Оттаве – самый большой и влиятельный смотр некоммерческой анимации на американском континенте. И впервые за долгие годы (если не за всю историю фестиваля) в призовом списке на самом почетном месте оказался российский фильм –«Мы не можем

Даже если эта новость и промелькнет где-нибудь в агентствах, то явно без должных оценок: чтобы действительно понять значимость и неожиданность момента, нужно было бы побывать на Оттавском фестивале. Здесь все необычно для российского глаза.

Например, церемонии открытия вроде как и нет вовсе: несколько людей по очереди вышли к микрофону перед сценой, сказали по реплике, отпустили по странной шутке – вот и все торжество. Если не знать английского, то могло бы показаться, что это были просто технические объявления. На самом же деле среди выступавших были арт-директор фестиваля Крис Робинсон и мэр Оттавы Джим Уотсон. Последний, между делом, приплясывая, сообщил, что пару часов назад они (власти города) утвердили решение выделить из бюджета сколько-то миллиардов на две важные для Оттавы арт-площадки, вокруг которых собираются альтернативные и независимые художники.

Церемония закрытия выглядела еще более странно. Начать с того, что проходила она в соборе: сцена, экраны, альтернативная художественная публика, последующая коктейльная вечеринка (включающая алкоголь в пластиковых стаканчиках) – все это разворачивалось под сводами неоготического строения со стрельчатыми окнами и иконографическими барельефами на стенах. Как будто подчеркивая этот парадокс, американская знаменитость режиссер Дэвид О,Рейли, мотивируя решение полнометражного жюри, прочитал со сцены отрывок из Первого послания к коринфянам Святого апостола Павла…

Удивляла и атмосфера на показах: такой эмоциональной публики не сыскать ни на российских, ни на европейских фестивалях. Зал взрывался при каждой возможности, невыносимо гоготал над каждой шуткой, громко вздыхал в трогательные моменты, издавал возгласы отвращения, когда режиссеры изображали что-то неприятное, поощрял выкриками симпатичных героев и замолкал в какой-то невыносимой тишине на серьезных и философских фильмах, чтобы после их окончания разразиться в короткой паузе бурным обсуждением увиденного. Благо для эмоциональных реакций у зрителей было много поводов. Составленная по большей части из англоязычных работ, программа представляла собой абсолютный фейерверк: динамичное, смешное, сумасшедшее, неожиданное, яркое, до безумия странное, абсурдное, парадоксальное… в общем, все то, что близко американской анимационной культуре с ее «оторванными» сериалами и провокационными работами независимых художников. Чем более нелепо, экзальтированно, непредсказуемо, китчево выглядел фильм, тем более яркую зрительскую реакцию он вызывал.

На этом фоне фильм Константина Бронзита, казалось бы, не имел шансов на успех. Эта история о двух ближайших друзьях, которые готовятся стать космонавтами, и о тех радостях-горестях, которые приготовила им космонавтская судьба, выглядела слишком мягкой, слишком медленной, слишком милой для собравшегося в оттавском зале профессионального американского и канадского (в основном) зрителя. Хороший рисунок, деликатный юмор, нежная трогательность – все входило в некоторый диссонанс с остальной программой, а оттого «зрительский приз» стал приятным и почти ошеломительным сюрпризом. И лишним (а точнее, совершенно не лишним по нынешним временам) доказательством того, что при всех культурных, политических, этнических различиях людей по-прежнему волнуют одни и те же вещи: настоящая дружба, заветная мечта, стремление преодолеть земное притяжение ради той самой любви, о которой говорил словами Апостола Дэвид О,Рейли на церемонии закрытия.

Если зрительский фаворит рассуждал о физических и эмоциональных полетах, то гран-призер фестиваля касался как раз материй куда более низменных: жестокий фильм «Гиппопотамы» поляка Петра Думалы – это страшный мульт-балет о насилии как о форме и способе бытия рода человеческого. Фильм вызывает в анимационных кругах самую бурную полемику: одни называют его плохо выполненной провокацией, другие превозносят до престижных призов. Рядом с «Гиппопотамами» в категории «наративный фильм» приз получил объемный мультфильм про муки художника «Марилин Миллер» (режиссер Мики Плиз), сделанный из особенной пены собственного изобретения Плиза. В категории «экспериментальное видео» награда досталась пластилиновому безумию под названием «Жаждущий» (режиссер Эллисон Шульник). А полнометражное жюри свои предпочтения отдало картине Люка Шамберленда «Seth’s Dominion» – ностальгическому фильму о профессии мультипликатора.

"