Posted 22 сентября 2014,, 20:00
Published 22 сентября 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:07
Updated 8 марта, 04:07
Давно замечено, что если бы по театральным подмосткам было бы так же сложно ходить, как по канату, то желающих было бы намного меньше. На наклонном помосте «Гаудеамуса» трудно удержаться, снежно-белое пространство художника Алексея Порай-Кошица скрывает черные дыры, куда исполнители проваливаются и откуда по ходу действия выскакивают чертиками из табакерки. Черные провалы могут обернуться солдатскими гальюнами, чистить которые отправлен наряд дембелей. А могут стать прорубью, где моет голову Девушка (Дарья Румянцева). Капитан Лысодор (Олег Грязнов) из гальюна начинает свою длинную речь-увещевание о главных обязанностях солдата. Увлекаясь, этот певец строевой службы с воодушевлением варьирует единственную мысль о недопустимости оставлять напившегося товарища лежащим на спине, поскольку тот может захлебнуться рвотными массами…
На наклонном помосте яростно маршируют под «Синий иней» и занимаются строевой подготовкой, принимая невообразимые позы, диктуемые уставом. Кружатся в вальсе и устраивают страшноватую корриду с безответным новобранцем вместо быка и вилками вместо бандерильей. Сцену то заполняют красные праздничные воздушные шары, а потом их со страшным грохотом давят каблуками, оставляя красное месиво на белом снегу. Из черных дыр вылетает фейерверк спичечных коробочек, заполненных солдатскими анализами.
Бытовая история Сергея Каледина об ожидании дембеля в 4-й роте бойцов стройбата рассказывается языком своего рода абсурдистского балета, языком музыки, пения, танца, пантомимы с использованием минимума авторского текста.
Новые исполнители уверенно «присвоили» партитуру спектакля 1990 года, и можно только догадываться, каких сил это стоило. В результате убедительны буквально все: и пластичный Шамшиев –Станислав Никольский, и отчаянный Богданов – Алексей Морозов, и неожиданно умудренный жизнью Бабай – Филипп Могильницкий. Отдельной строкой стоит исполнитель роли поэта и труса Карамычева Евгений Санников, ставший камертоном новой постановки. Екатерина Клеопина (Людмила Анатольевна) и Станислав Ткаченко (Николай Попов – Белошицкий) сумели повторить уникальную «сцену на рояле». Объясняясь в любви, их персонажи усаживаются на рояль, наигрывая мелодию любви босыми пальцами ног. А потом рояль взлетает над сценой, а исполнители танцуют на нем замысловатые балетные па.
Мария Никифорова – Шамшиева – единственная, кто остался в новом «Гаудеамусе» из состава 1990 года. Монументальная женская фигура, кажется, заполняет сцену и зрительный зал: Родина-мать, но и гугнивая чушка, съедающая сыновей, о которой говорил умирающий Александр Блок.
Поле ассоциаций нынешнего спектакля явно расширилось за четверть века, но и здорово помрачнело. В начале 90-х казалось, что спектакль МДТ прощается с казарменной страной, с укладом жизни, которого больше никогда не будет. Яростная энергия того спектакля, блеск актерской игры, совершенство художественной формы казались лучшим доказательством преодоления и освобождения от насильственного оскотинивания человека. Четверть века спустя стало понятным, что казарма не только никуда не ушла и не исчезла из нагих будней, но укрепилась и разрослась. Страшноватые кровавые «игры в корриду» выплеснулись за пределы одной отдельно взятой роты и затопили границы и страны. А марширующие сапоги заглушили практически все другие звуки большого мира.
И меланхолический припев «дембельской отвальной» вдруг стал абсолютно реалистическим описанием наших будней: «и куда не взгляни в эти майские дни, всюду пьяные ходят они».