Posted 22 сентября 2013,, 20:00

Published 22 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:41

Updated 8 марта, 04:41

Товарищ оформитель

Товарищ оформитель

22 сентября 2013, 20:00
В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка «Товарищ оформитель», приуроченная к 110-летию со дня рождения живописца, графика, театрального художника Всеволода Сулимо-Самуйлло. В рамках экспозиции наглядно продемонстрировано, как идейный авангардист «переквалифицировался» в «певца повседневности», фор

Ученик Павла Филонова, участник объединения «Мастера аналитического искусства» (МАИ), после печально известного постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных объединений» (1932) Сулимо-Самуйлло потерял не только возможность выставляться, но и право жить по-прежнему. Но сама жизнь продолжилась, только из эмпирических «далей» перенеслась в плоскость сугубо практическую, обыденную. Не желая расставаться с профессией, Всеволод Ангелович занялся оформительской деятельностью. Отныне сферой приложения его таланта и сил стали разработка дизайна продукции, выпускаемой советскими фабриками и заводами; «внешний вид» городских праздников, магазинов и павильонов; цирковые и театральные афиши, книжные иллюстрации.

В 1930-е годы Сулимо-Самуйлло занимался оформлением выставок в Петропавловской крепости, в конце 1950-х работал над созданием крупной экспозиции в Особняке Румянцева. Вдова передала значительную часть наследия художника в фонды музея. Более чем из 500 единиц хранения юбилейная выставка вместила почти половину. Эскизы, тончайшие акварели, карандашные рисунки, наброски являют не только творческий потенциал мастера, но и значительный срез городской истории, порою торжественной и пышной, а в лихую годину (рисунки, сделанные в годы Ленинградской блокады) – сумрачной и безнадежной.

Работы «аналитического периода» наполнены филоновским «духом», несут на себе печать времени бесконечных исканий и отважных экспериментов. Впрочем, Сулимо-Самуйлло сохранил навсегда «принцип сделанности», провозглашенный «аналитиками» еще в манифесте «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914): «Цель наша – работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу».

Его изобретательность и сущность блестящего рисовальщика сполна проявлялись при оформлении пафосных физкультурных парадов, Первого ленинградского карнавала (1937), театральных премьер и не иссякали при создании эскизов бесхитростных «ширпотребовских» брошей, упаковок для продуктов и промышленных товаров, «заставок» для магазинных витрин: «Культтовары», «Вина», «Табакторг», «Овощи-фрукты»…

Эскиз оформления и построения физкультурного парада. 1946 г.
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Есть на выставке и произведения, крайне любопытные с точки зрения исторического экскурса в советское прошлое. Например, грамота для руководящего отдела ЛСПО (Ленинградский Союз потребительских обществ)… за плохую работу. Этакая «серебряная калоша» на старый лад под названием «Орден Стрекозы» (той самой, что «лето красное пропела») с пространной цитатой из речей Молотова в эпиграфе: «Пока мы принимаем резолюции, пока мы говорим речи, пока мы разрабатываем проекты и указания, у нас проходит много времени, а время, то есть темпы, для большевиков имеют решающее значение». Для самого же Сулимо-Самуйлло наиболее важным всегда было выявить «внутреннюю суть» предмета, человека и бытия.

"