Posted 22 сентября 2009,, 20:00

Published 22 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:28

Updated 8 марта, 07:28

Танец души

Танец души

22 сентября 2009, 20:00
Организаторы фестиваля-школы «Территория» в свою программу включили спектакли самых талантливых представителей восточной и западной культур. Причем выбирают не постановки, рассчитанные на «экспорт», а работы мастеров, основанные на философских размышлениях и связанные с культурными традициями. К ним относится спектакль

Кудо – один из специалистов по японскому танцу буто. Пожалуй, одной из немногих разновидностей танцевальной культуры, которая в России так и не прижилась. Возможно, потому, что его исполнители движутся слишком медленно и слишком печально. Буто возник в Японии после Второй мировой войны, а творческим импульсом для его отцов-основателей танцоров Кадзуо Оно и Тацуми Хидзиката стали атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки. В их первых спектаклях движения танцоров были предельно медленными, как будто снятыми рапидом (это символизировало то, что они, как атомы после взрыва, распадаются на составные частицы). Еще одним фирменным признаком буто стали движения, лишенные координации и похожие на пластику больных дцп. Но как ни странно, на больных буто оказывает успокаивающее действие. Может быть, потому, что этот танец дает возможность освободиться от внутренней агрессии и выплеснуть негативные эмоции, накопившиеся в подсознании. В японских психо-неврологических клиниках буто даже называют «лекарством для души».

Но Такетеру Кудо этого было мало. Японец пошел дальше, пополнив свой танец элементами театра Но (он покрывает лицо гримом, похожим на маски традиционного театра и копирует «парящую» походку артистов Но). Мастер считает, что на зрителей его спектакли действуют как средство, которое помогает внести гармонию в их расстроенную психику и предупредить о грозящей опасности. Кудо рассказал, что задумал спектакль «Явление кармы – гозараши» несколько лет назад, увидев в деревенском саду дома в Тохоку, в котором раньше жил его дед, забытые всеми статуи домашних богов. Эта работа хореографа и танцора рассказывает о том, как боги, позабытые людьми, начинают им мстить.

А «гозараши» по-японски – это человек, который совершает предосудительные поступки и тем самым подвергает опасности свою карму. Японец исполнил в нем обе роли – и божества и пострадавшего от его гнева человека.

Танцуя гозараши, Кудо снимал с себя всю одежду, кроме набедренной повязки. Его тело выглядело жилистым и истощенным, как у грешников с картин Босха или Брейгеля. В этом образе японец демонстрировал незаурядные пластические возможности. Он то двигался так медленно, что казалось, будто плывет в невесомости. То извивался так яростно, словно его героя поджаривали в аду на кипящем масле. По воле разгневанных богов гозараши превращался то в хищного зверя, а то и в насекомое, похожее на кузнечика (пластика японца была настолько выразительной, что зрители мгновенно угадывали, кого он танцует в этот момент).

Ополчившееся на человека божество было маленьким (Кудо танцевал его, передвигаясь на четвереньках и закрыв тело широченным балахоном, похожим на юбку), но очень злобным и даже лаяло по-собачьи. Человеку становилось все хуже, но его страдания не могли ни задобрить, ни даже успокоить божество. Вопрос, что делать гозараши дальше, так и остался открытым. В финальном эпизоде Кудо сорвал с декорации висящие на ней белые лохмотья, обмотал вокруг шеи и выбежал в коридор, чтобы вернуться только на финальные поклоны.

"