Posted 22 сентября 2004,, 20:00

Published 22 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Концерт иконы

Концерт иконы

22 сентября 2004, 20:00
Победитель Первого конкурса им. Чайковского пианист Ван Клиберн дал в Москве концерт памяти жертв Беслана. Так же, как и в далеком 1958-м году послушать Первый концерт Чайковского в его исполнении в Большой зал консерватории собралась не одна тысяча человек. Из-за поклонников 70-летний маэстро задержал свое выступление

Давно уже Московскую консерваторию любители музыки не брали штурмом. Разумеется, билетов на всех не хватило – в партер прорвались важные светские персоны, а на галерке очутились те, кому посчастливилось стать свидетелем взлета звезды американского пианиста Харви Ван Клиберна в разгар «холодной войны» в далеком 58-м году. Тогда Дмитрий Шостакович назвал симпатичного парнишку гением, и жюри Первого конкурса им. Чайковского присудило юному американцу первое место. Это с его легкой руки в России стала популярной песня «Подмосковные вечера», которая до этого чуть не попала под нож цензуры за «легкомысленность». Чтобы вознести «Вечера», Клиберну достаточно было просто сыграть на «бис» свою обработку этой песни Соловьева-Седого. Говорят, даже ксенофоб Хрущев тогда прослезился и по-отечески обнимал потом молодое дарование. Гораздо позже «Не слышны в саду даже шорохи» Харви Ван заставил петь Горбачева и Рейгана. Пару лет назад на ранчо Буша с Клиберном познакомили и Путина. Там у Владимира Владимировича тоже была возможность послушать «Вечера». Вероятно, поэтому на московский концерт нынешний президент России не пришел, а лишь вручил пианисту орден Дружбы народов в Кремле.

Неудивительно, что во вторник на свое выступление в консерватории 70-летний маэстро опоздал минут на сорок. Подъехать к входу в зал на машине было просто невозможно – желающие услышать американское чудо припарковали свои авто так, что движение оказалось парализовано. Беспристрастный голос конферансье объявил: «Артист задерживается в пробках». Впрочем, самого Клиберна это недоразумение не смутило. На его лице сияла улыбка, когда он вышел на сцену, сел за рояль и вместо долгожданных «Вечеров» выдал свою обработку... Гимна России. Здесь пианисту, правда, уже никто не подпевал: новые слова главной песни страны сегодня толком никто не знает, а затянуть по старой памяти «Союз нерушимый...» было как-то неловко. В своей тарелке публика почувствовала лишь, заслышав знакомые мелодии Первого концерта Чайковского и мотив похоронного марша Шопена. По окончании концерта поклонники буквально завалили маэстро цветами. Таким успехом могут похвастать не многие из российских коллег пианиста. Это немудрено, ведь Михаил Плетнев или Юрий Башмет не занимаются политикой.

Тем временем сам Клиберн вполне осознает, что из него сделали политическую икону. В многочисленных интервью, вспоминая свой взлет на Конкурсе им. Чайковского 1958 года, он говорит: «Я был гениальным в течение получаса. Тридцать минут чувствовал нимб вокруг своей головы. Не важно, что я не стал великим мастером. Мне хватило одного мига, именно он вдохновляет меня уже долгие годы».

"