Posted 22 августа 2010,, 20:00

Published 22 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Против течения

Против течения

22 августа 2010, 20:00
В Анапе прошел 15-й фестиваль детского анимационного кино. Жюри во главе с писателем Вадимом Жуком раздало, как и полагается, всем сестрам по серьгам – и серьезные фильмы отметило, и смешные наградило, и музыкальные тоже не оставило в стороне. Благо из 40 короткометражек, участвовавших в конкурсе, можно было набрать до

Сегодня большинство стран, ориентируясь на рынок и бизнес, делают в «детской категории» ставку на полнометражную и сериальную продукцию, почти полностью отказываясь от штучного короткого метра как от нерентабельного. У нас же, напротив, как и в старые времена, снимают оригинальные короткометражки, зато коммерческие проекты можно по пальцам перечесть. Так, на «Золотой рыбке» сериальная продукция была представлена всем известными «Смешариками» и сериалом «Маша и медведь» (именно он, кстати, выиграл приз в номинации «Лучший анимационный фильм для детей»).

Отсутствие потока стандартизированной анимационной продукции нередко вменяется нашим аниматорам в вину, поскольку неудобный для ТВ и кинопродаж товар при всех своих достоинствах зачастую остается лежать на полках. В поисках компромиссов между идеалами «Союзмультфильма» и запросами рынка, студии в последнее время все чаще стали прибегать к формату «анимационного цикла».

Сегодня таких «циклов», или проектов, выпускается добрый десяток. Наиболее популярен оказался «этнографическо-образовательный» подход. В конкурсе было представлено целых три таких цикла. Это «Гора самоцветов», рассказывающая сказки народов России, музыкальный сериал «Колыбельные мира», в котором трехминутные клипы на музыку разнонациональных колыбельных перемежаются рассказами о народах, создавших эти песни (приз за лучший музыкальный фильм), и, наконец, «Уральские байки» – производимый в Екатеринбурге сериал по уральским народным сказаниям. Этот последний, пока еще не очень раскрученный проект создается под руководством режиссера Сергея Айнутдинова, который увез домой целых два фестивальных приза – «За вклад в анимационную педагогику» и за свой фильм «Чудо-пояс», в котором жюри увидело «Лучшую фольклорную историю».

Еще один заметный проект посвящен авторским детским произведениям. Это «Современные сказки мира» от студии «М.И.Р.» Из них призами на «Золотой рыбке» были отмечены два юмористических фильма по произведениям Артура Гиваргизова: «Бедный шарик» Анастасии Соколовой завоевал приз зрительских симпатий, а «Красные шапочки» Александра Гурьева – спонсорскую награду.

Отдельные короткометражки снимают в основном студенты и дебютанты. Они не очень заботятся о продажах и рынке, а потому делают разнообразное, свежее и неожиданное кино. Одни – предлагают собственные истории: так, «Мост» Дины Великовской рассказывает о ребенке, переживающем расставание родителей, а «Посмотрите вверх» Светланы Подьячевой изображает девочку, тоскующую по красоте природы в современном городе. Другие берутся за экранизацию классики. Обладатель Гран-при фестиваля питерский студент Ришат Гильметдинов сделал короткометражку по рассказу Джека Лондона «Закон жизни» про старика, которого индейское племя, переезжая на новое место, оставляет одного умирать. А третьи – создают милые зарисовки вроде «Балерины и зеркала» Натальи Суринович. Этот этюд о том, как неуклюжая балерина, подружившись с собственным отражением, научилась наконец танцевать, получил приз «Яркое впечатление».

А вот взрослые режиссеры редко идут на подобный риск ради детских фильмов. Если уж снимают отдельный непроектный короткий метр, то нечто экспериментальное и арт-хаусное. Так что фильмы, подобные «Небесному слону» Марии Кузнецовой, можно считать скорее исключением. Возможно, именно поэтому жюри и отметило как «лучшую сказку» эту волшебную историю.

Остается гадать, сколько еще продержатся наши режиссеры в своем стремлении изготовлять маленькие мультфильмы для детей – ведь законы рынка ничуть не мягче законов жизни из рассказа Джека Лондона.

"