Posted 22 августа 2010,, 20:00

Published 22 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:48

Updated 8 марта, 06:48

Опыт жизни после смерти

Опыт жизни после смерти

22 августа 2010, 20:00
В сентябре состоится презентация книги «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии», выпущенной издательством «Московский Художественный театр». Историко-театроведческий труд посвящен реконструкции жизни одного из самых ярких коллективов Москвы, театра, ставшего одной из жертв людоедской кампании советского правительст

Свой последний спектакль «Мольба о жизни» МХАТ Второй играл, когда судьба его была решена. Уже вышло в «Правде» в феврале 1936 г. постановление Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) о закрытии МХАТа Второго, где говорилось, что «так называемый 2-й МХАТ не оправдывает своего звания МХАТа и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью»... Здание МХАТа Второго было решено передать Центральному детскому театру, а труппу решили разбросать по различным театрам столицы. На последний спектакль собралась огромная зрительская толпа. Как вспоминает Гиацинтова, «трудно сказать, как мы играли в тот вечер. Думаю, хорошо, – в последний раз плохо не играют». Как вспоминает очевидец (студентка театрального техникума при МХАТе Втором), «когда спектакль кончился, раздался гром аплодисментов. Но они вышли только три раза. Может быть, это было слишком тяжело стоять последний раз на сцене своего театра, последний раз смотреть со сцены в зрительный зал, который бушевал и грохотал как море»...

Закрытие театра означало не только прекращение деятельности конкретной труппы, но именно уничтожение театра, изъятие его и из реальной жизни, и из исторической памяти. Имена «врагов народа» вычеркивали из учебников истории, их лица удаляли с коллективных снимков (так с общей фотографии Художественного театра был удален Мейерхольд). Приемная дочь Мейерхольда и Сергей Эйзенштейн, рискуя жизнью и свободой, спрятали архив Мастера, подлежащий изъятию правоохранительными органами.

МХАТ Второй был обречен на замалчивание, выброшен из истории театра, из истории русской культуры.

Двадцать три года яркой жизни театра, начинавшего путь как Первая студия Художественного театра, совпали с одним из самых драматичных отрезков истории: созданная Станиславским накануне Первой мировой студия пережила Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, смерть двух своих лидеров – Леопольда Сулержицкого и Евгения Вахтангова, прошла сквозь расколы, устояла после эмиграции гениального премьера Михаила Чехова... Облученная именами гениев, Первая студия Художественного театра, принявшая в 1924 году гордое имя МХАТа Второго, шла в искусстве своим собственным путем, по-новому выстраивая свои взаимоотношения с драматургами, режиссерами, системой Станиславского, наконец, временем, которое им выпало избывать (обвинение в несозвучности эпохе, начиная с конца двадцатых, будет их сопровождать постоянно)...

Когда-нибудь в длинном списке злодеяний советской власти свое отдельное место займет ее сознательная и целенаправленная фальсификация истории страны. До сих пор трудно оценить ущерб от исчезновения из нашего обихода и культурной памяти – имен, событий, целых коллективов и направлений. Газон культуры взращивается столетиями и может быть уничтожен усилиями нескольких бульдозеров.

Коллективный труд научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ стоит в ряду тех историко-реставрационных работ, которые кропотливо восстанавливают ландшафт нашей культуры.

Книга «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии» – первый труд, посвященный ошельмованному театру, за семьдесят четыре года после его закрытия. Включенная в книгу Летопись, день за днем прослеживающая жизнь театра за двадцать три года его существования (от 1913 до 1936 года), дает возможность ощутить биение его пульса, ощутить ход переламывающейся жизни страны. Массивный том из 960 страниц включает в себя статьи обо всех спектаклях театра с момента его возникновения как Первой студии Художественного театра. В разделе «Имена» собраны портреты более 150 деятелей МХАТа Второго: актеры, режиссеры, художники, драматурги, гримеры, рабочие сцены... То есть восстановлены те самые портреты людей, которые, по воспоминаниям очевидца, были так безжалостно и поспешно изъяты: «все было кончено. Мы пошли еще раз в пустое фойе. Оно казалось забытым и заброшенным. Портреты актеров, которые висели на стенах, были уже сняты, и только обрывки веревок болтались на гвоздях»…

"