Posted 22 июля 2015,, 21:00

Published 22 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:26

Updated 8 марта, 03:26

Музей как спасение от кризиса

Музей как спасение от кризиса

22 июля 2015, 21:00
Хотя в музейно-галерейной сфере нет четкого сезона (а в некоторых местах летом что ни на есть горячая пора), сейчас – самое время подвести предварительные итоги. Тем более почти все «главные игроки» вдруг объявили грандиозные планы на осень. Значит ли это, что художественная жизнь Москвы ожила и бурно развивается? Оста

Этот год, как всем известно, начался с финансовой встряски. Плюс еще оголтелая информационная война с Западом и мракобесные заявления о «собственном пути» (на крайний случай – по дороге с Китаем). Все это грозило окончательно выбросить нас на обочину арт-мира, оставив этому миру два типичных русских бренда: оппозиционеров и диссидентов (то, во что превратились американские гастроли группы Pussy Riot) и нефтяных миллионеров, готовых покупать по принципу «дорого-богато». Но совершенно неожиданно к середине сезона ситуация вырулила в новое русло.

То ли предчувствие кризиса заставило подумать о вещах непреходящих, то ли время пришло для качественного скачка. В общем, этот год запомнится бурным музейным строительством в прямом и переносном смысле. Интересно, что тут лидируют именно частные музеи. В самом конце прошлого года открылся Музей Ар Деко с интереснейшей бронзовой пластикой 1920–1930-х годов. И хотя по внешнему виду (в залах первого этажа офисного здания) это скорее галерея, но музейные хозяева заявили большую издательскую и просветительскую программу. С немыслимым ускорением развивается Еврейский музей: что ни месяц – то новый проект, а буквально две недели назад еще объявлено о создании там Центра авангарда во главе с авторитетным историком Андреем Сарабьяновым. Роскошные выставки открываются в фонде In Artibus, где показали приобретенные гравюры Калло (кроме того, испанская картина, принадлежащая хозяйке фонда, отметилась в громкой выставке в Мадриде). Без лишнего шума и очень камерно открылся Армянский музей Москвы – он находится на территории нового армянского храма (если учесть, что именно Армения победила в этом году на Венецианской биеннале, это может быть очень важная арт-институция).

Однако два главных открытия пришлись буквально на одну неделю в конце мая – начале июня. Сначала распахнул двери Музей АЗ, посвященный гениальному и парадоксальному художнику второй половины ХХ века Анатолию Звереву. Там же было заявлено о совершенно новой форме музейной работы – о запуске изосериала: это серия выставок, посвященная одному художнику, когда его творчество подается в новом ракурсе и контексте. Относительно небольшой особняк на Тверской-Ямской уже бьет рекорды по посещаемости. Вслед за этим с большим стечением бомонда начал работу Музей современной культуры «Гараж», возведенный по проекту Рэма Колхаса. И хотя самое интересное в «Гараже» сейчас – это, собственно, колхасовское здание в Парке культуры, однако заявленная на осень выставка Луизы Буржуа обещает, что благодаря стараниям Даши Жуковой и ее супруга Москва впишется в мировую арт-индустрию.

Что касается государственных музеев, то тут тоже происходили перемены. Правда, в основном они касались административных вопросов. Смена руководства в Третьяковской галерее – ее возглавила деятельная и по-хорошему амбициозная Зельфира Трегулова – заставила заговорить о неизбежной модернизации всего комплекса на Крымском Валу. Для привлечения туда посетителей пошли почти на беспрецедентную меру – ввели в один из дней на неделе бесплатный вход. В Пушкинском музее, где на директорском кресле уже более-менее освоилась Марина Лошак, плоды реноваций уже видны – хотя бы по отличной выставке американца Колдера, работающей как раз в летние дни.

На фоне относительного музейного бума галерейная и аукционная сфера пока не достигли прорывов. Но тут, кажется, дело в правильном ребрендинге. Так уж повелось, что галереи у нас ассоциируются только с бизнесом и торговлей, а музеи – с чистым искусством. Поэтому кураторы и спонсоры охотнее работают с музеями (да и государство не видит в музеях каких-нибудь «иностранных агентов»). Но, в конце концов, суть не в названиях. Куда как важнее общий артистический фон. Пока его диктуют исторические и ретроспективные выставки. К слову, если говорить о провалах, то таковыми стали почти все выставки ко Дню Победы (сплошь заказные, формальные, созданные по принципу «поменьше споров – побольше пафоса»). Для того чтобы «выстрелили» современные художники и смелые проекты, нужны особые условия, а они напрямую зависят от политики, экономики и всех тех вещей, что уже были перечислены вначале.

"