Posted 22 июля 2008,, 20:00

Published 22 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:56

Updated 8 марта, 07:56

Подать Сероте

22 июля 2008, 20:00
Один из самых амбициозных проектов Лондона оказался на грани срыва. К Олимпийским играм 2012 года в британской столице предполагалось построить новый корпус галереи современного искусства «Тейт» – одного из самых знаменитых музеев мира. Но уже сегодня дирекция «Тейт» бьет тревогу, заявляя, что средств едва ли наберется

Директор галереи «Тейт-Модерн» Николас Серота на вопрос об источниках финансирования новой постройки на берегу Темзы со свойственной англичанам иронией ответил, что как раз сейчас ему срочно пора начинать «изучение русского языка», чтобы привлечь «супербогатых выходцев из СССР». Другими словами, руководство крупнейшего Британского музея переключилось на частных инвесторов и буквально с миру по нитке бросилось собирать необходимую сумму. Проблемы с деньгами у «Тейт» очень серьезные. Первоначально проект «Тейт-2» оценивался в 315 млн. долларов, но постепенно его цена возросла до 400 млн. Сейчас ведутся переговоры с архитектурным бюро «Херцог & де Мерон», спроектировавшим здание, чтобы хоть как-то снизить его стоимость. Однако швейцарские архитекторы остаются непреклонны – если Лондон желает получить новое чудо света, ему нужно раскошелиться. Но с теми темпами, с какими изыскиваются средства сегодня, открытие «Тейт-2» можно ожидать в лучшем случае лет через десять.

Суть затеи примерно в следующем. К лондонской Олимпиаде 2012 года предполагалось усилить и расширить одну из главных городских достопримечательностей – галерею «Тейт-Модерн», разместившуюся в бывших корпусах электростанции. Уже сегодня «Тейт» – главный аттракцион столицы, она привлекает туристов даже больше, чем стоящий неподалеку Собор святого Павла – одна из жемчужин старинной архитектуры. «Тейт-Модерн», помимо того, что это первоклассное собрание модернизма – от Пикассо до Уорхола, прославилась еще и тем, что архитекторы, переделывая промышленную постройку под нужды нового музея к 2000 году, придумали актуальный ход. Они не стали перекрывать огромный зал, где когда-то стояли трансформаторы электростанции. Теперь это плацдарм для самых невероятных, многометровых инсталляций. Такой обширной территорией не может похвастать ни один музей мира. Однако оборотной стороной «расходования» площадей оказалась ситуация, с которой сталкиваются большинство собраний – нет места для показа коллекции. Сегодня в залах «Тейт» разного рода картины и объекты разделены по направлениям. Кураторы уверяют, что это жалкий процент от того, что они могли бы выставить.

Помимо сложностей с деньгами, у дирекции галереи возникли и разногласия по поводу самого проекта. Возведение нового корпуса в одном из самых неустроенных и промышленных районов города доверили тем же знаменитым швейцарцам, которые восемь лет назад переделали электростанцию. Жан Херцог и Пьер де Мерон на этот раз решили идти «от противного». Если уже стоящая «Тейт» сохраняет облик краснокирпичной фабрики XIX века, то новое сооружение должно быть из стекла и выглядеть как выплывающий на Темзу многогранный айсберг. «Тейт-2» уже сравнили с ледяным взрывом на реке – корпус явно непропорционален, состоит из стеклянных напластований и «сваленных друг на друга прозрачных ящиков».

К слову, Херцог и де Мерон всегда отличались любовью к хайтековским аттракционам. Именно они, например, возвели главный стадион в Пекине для Игр 2008 года. Сейчас это во всех смыслах выдающееся сооружение сравнивают с гигантским гнездом. В любом случае не слишком большой поклонник стекла, директор «Тейт» Николас Серота теперь не только пытается изыскать средства, но и убедить архитекторов придумать такое решение корпуса, чтобы он отличался от стоящих рядом офисов. Что же касается русских спонсоров, то в шутке Сероты, по мнению экспертов, лишь доля шутки. Всем известно, что Лондон давно притягивает новых российских бизнесменов, которые закупаются здесь на аукционах и выписывают галерейных кураторов для своих собраний. Так что найти их и убедить в инвестировании в амбициозную арт-затею будет не так уж сложно.

"