Posted 22 июля 2004, 20:00
Published 22 июля 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:49
Updated 8 марта, 09:49
Еще сравнительно недавно единственным представителем жанра в России были детские «Веселые картинки» из одноименного журнала, сатирические комиксы в «Крокодиле», да забавные цветные вставки в «Науке и жизни». Поэтому-то в 90-х годах отечественное трамвайно-курортное чтиво наводнили американские, европейские, японские комиксы – всевозможные «Супермены», «Покемоны» и «Звездные войны». Подобная продукция у нас и сейчас преобладает. Во-первых, потому что эти образы узнаваемы и популярны, во-вторых, перекупать старую западную продукцию по фантастически низким ценам гораздо выгоднее, чем заказывать рисунки отечественным мастерам. Во-вторых, у нас до недавних пор просто не было художников, способных производить «веселые картинки» в промышленном объеме. Ведь рисовать и сочинять рисованные истории – далеко не одно и то же.
Слово «комикс» родилось в США. В переводе на русский – «комичный», «смешной». Первый комикс появился в Америке в конце XIX века. Для привлечения аудитории газетный магнат Джозеф Пулитцер стал публиковать в своей New-York World смешные истории в черно-белых картинках под названием Yellow Kid («желтый ребенок»). Вскоре художника Ричарда Аутколда, придумавшего комикс, переманил другой магнат – Уильям Херст. И желтый человечек поселился на страницах конкурирующего с NYW издания New-York Journal. По этому поводу разразился нешуточный скандал, после которого бульварные издания во всем мире начали называть не иначе как «желтая пресса».
Следующим узнаваемым персонажем американских комиксов стал Супермен, появившийся в 30-х годах (он тоже был вначале черно-белым). Постепенно стали популярны Капитан Америка, Бэтмен и Тарзан. Но в 60-х всех их затмил Человек-паук.
В середине прошлого века черно-белые комиксы появились и в Японии. Японские комиксы не спутаешь ни с какими другими. Для них характерен свой, особый стиль рисования: большие глаза, длинные ноги. Страна Восходящего солнца встретила новшество резко отрицательно. Был период, когда японцы собирали в кучи журналы с рассказами-картинками и жгли на кострах, обвиняя новый жанр в безнравственности (кстати, комиксы жгли и в нацистской Германии, Геббельс лично объявил американского «Супермена» евреем, после чего по всей стране бумажного героя начали предавать кострам). Сейчас манга (так называются японские комиксы) – национальное достояние, о котором знают во всем мире.
Между прочим, России к истории комиксов имеет непосредственное отношение. Первый из известных европейских комиксов появился еще в 1854 году во Франции – он был антирусским. История Гюстава Доре «Святая Русь» изображала зверства русских войск во время Крымской кампании.
Наша страна включилась в комикс-гонку в 80–90-х годах, но старшее поколение россиян отнеслось к «западному поветрию» крайне негативно: чему, дескать, могут научить молодежь «глянцевые байки про уродцев». Но чем больше рисованные человечки раздражали отцов, тем больше они нравились детям. Отношение к жанру комиксов стало меняться с появлением более качественных «взрослых» комиксов от отечественного производителя, где обыгрывались бытовые, социальные и политические темы. Например, «Акимыч и Владимир Владимирович» Константина Яворского, «Тимыч и Димыч» Андрея Ткаленко или «История жизни Усамы бен Ладена» Хихуса.
Тем не менее, по словам координатора арт-студии «КоМикс» и одного из организаторов фестиваля «Комиссия» Хихуса, в отличие от детских комиксов рисункам для взрослых продвигаться на рынок все еще сложновато. Например, в книжных магазинах издания рисованных историй ставят только в раздел детской литературы, что для авторов серьезных произведений оскорбительно. Сам Хихус по этой причине отказался выставлять свои комиксы на продажу. «Есть и другая проблема, – говорит Хихус, – почему-то люди думают, что комиксы должны быть смешными. Комикс – полноценное произведение искусства и может быть выполнен в любой стилистике. Автор комикса должен быть одновременно и режиссером, и литератором. В комиксе, как в кино, нужно делать крупные и общие планы, интересные ходы».
И все же многое в комиксах зависит и от текста. Никто ведь не рассматривает комикс – его читают. Над рисованными историями сценарист и художник работают вместе (если это не один и тот же человек). Существуют всемирно известные комиксы как «от художника», так и «от литератора».
В Америке с ее молодой, не отягченной традициями культурой комикс моментально занял одно из главенствующих мест. Там «истории суперменов и бэтменов» нередко становятся сюжетами голливудских блокбастеров. У нас же пока ситуация принципиально иная. Национальных культовых персонажей комиксов вроде американского человека-паука или французских Остерикса и Обеликса у нас пока найти сложно. Можно назвать пресловутых «Мурзилку» с «Веселыми картинками», но это что-то из советского прошлого. Сегодня есть «Ну, погоди!», которые рисуют Алексей Котеночкин (младший) и Александр Курляндский, но эти образы пришли из мультипликации. А попытки комиксизации классики – «Анна Каренина» в картинках, например, – воспринимаются общественностью как оскорбление. Так что, станет ли комикс у нас национальной традицией со своими узнаваемыми лицами, будет видно позже.
Во всяком случае на будущее отечественной комикс-индустрии многие специалисты смотрят оптимистично. Так, искусствовед – один из главных отечественных экспертов по комиксам – Илья Фальковский считает, что в последнее время у нашего комикса появилась своя публика: «Мы хотим получать одновременно максимум информации. А комикс – это история, поданная в таком виде, в каком нам легче и удобнее всего ее воспринять: текст и картинки». По его мнению, комикс неизбежно войдет и в нашу жизнь. Совсем скоро ситуация, когда западные веяния будут вытеснены продукцией наших авторов не за горами. Ведь то же самое происходило с фантастикой и компьютерными играми.