Posted 22 июня 2011,, 20:00

Published 22 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:19

Updated 8 марта, 06:19

В поисках утраченного времени

В поисках утраченного времени

22 июня 2011, 20:00
Британский режиссер Тристан Шарпс и его театр Dreamthinkspeak прибыли в Амстердам за месяц до начала фестиваля, чтобы успеть смонтировать спектакль-инсталляцию «Перед тем как усну», разместившийся на пяти этажах давно пустующего офисного здания рядом с южным вокзалом. В результате в течение фестивального месяца день

Тристан Шарпс специализируется на организации медитативных путешествий в поисках утраченного времени, предпочитая выбирать для своих спектаклей-инсталляций помещения для театра заведомо непригодные. В «Не оглядывайся» зрители бродили по пустому фабричному пространству, которое, по мысли режиссера, создавало эффект областей Аида, из которых Орфей безуспешно старался спасти свою Эвридику. В «Перед тем как усну» нам предлагают длинное путешествие по утраченному времени, где тщательно воссозданные интерьеры имения Раневской сменяются этажами шопинга, где царят скидки и можно приобрести «столик» и «шкафик» по дешевке.

Небольшими группами по 3–5 человек зрители отправляются на прогулку по опустевшему дому Раневской, переходя из комнаты в комнату, с этажа на этаж. Зрителей встречает единственный обитатель имения – всклокоченный Фирс, который бормочет по-русски извинения за темноту в доме и за отсутствие хозяев. Можно разглядеть в полутьме старинный рукомойник и изящную чашку рядом с кофейником. Мотив старого слуги, который никак не найдет хозяина, чтобы передать ему чашку кофе потом будет не раз возвращаться. Мы увидим и утонченную пару в костюмах начала ХХ века, сидящую за накрытым столом с кофе под цветущими вишневыми деревьями. И забытый кофе в оставленной спальне… И перевернутую чашку в опустошенной гостиной, из которой вынесли уже почти всю мебель… И, наконец, клип, в котором седой старик бродит с чашкой кофе на подносе среди деревьев, безуспешно отыскивая Раневскую…

В спектакле заняты несколько русских актеров (преимущественно они играют Фирса на разных этажах офисного здания). Один разместился на входе в здание. Другой обитает в стеклянной витрине наподобие манекена (уходящие зрители вежливо раскланиваются с ним и спешат к своим велосипедам). А третий и вовсе живет в шкафу, куда могут заглянуть любопытные посетители грандиозной распродажи (шкаф за 0,99 евро), а внутри живет неопрятный старик в пижаме, бормочущий, что человеку ничего, кроме своего угла и койки, и не нужно…

Шарпс создает что-то вроде современного музея «Вишневого сада», где макеты, тщательно воссоздающие планировку дома, сменяются витринами с разнообразной утварью, а видеоизображения – макетом снежного поля почти в натуральную величину (снег имитируют обрезки пластика).

Маленькая игрушечная комнатка-макет старинной гостиной, целиком погруженной в воду, сменится инсталляцией той же комнаты в натуральную величину, причем в окна заглянет фигура в водолазном шлейфе. Целый этаж отдан реконструкции дома, из которого выехали жильцы, и только брошенные игрушки в детской вдруг заставят сжаться сердце. Все умерло, все затянула вода забвения… На самом высоком этаже расположился внушительный шопинг-мол, где бойкие продавцы на разных языках мира (в том числе на украинском и русском) будут уговаривать купить плащ, или кровать, или электронную приставку, имитирующую пение птиц, или пластиковый зеленый газон, или искусственные деревья…

Ностальгия по давно исчезнувшей жизни в спектакле Тристана Шарпса сдвоена с мотивом «золотого века», оставшегося в прошлом, о котором мы можем безнадежно грустить, но куда не в силах вернуться…

В последней комнате посетителей ожидает огромное пространство черной земли, из которой торчат обрубки стволов деревьев. Пахнет дождем, сыростью и запустением. Вишневый сад вырублен, и остается только помечтать о нем «Перед тем как усну»…

"