Posted 22 июня 2008,, 20:00

Published 22 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

Такеши Китано: «Я творю от недостатка гармонии»

Такеши Китано: «Я творю от недостатка гармонии»

22 июня 2008, 20:00
Такеши Китано, классик современного кинематографа мирового масштаба, признался в субботу, что он с удовольствием проводит мастер-класс в России, поскольку у себя на родине сделать это непросто – сказывается японский консерватизм. «В Японии меня стыдятся, – отметил кинорежиссер. – Там мне неловко за свои фильмы, чего не

С первых минут общения японский режиссер удивил публику. Оказывается, он не готов назвать хорошей ни одну из своих работ: от фильма к фильму он пытается исправлять ошибки, но всякий раз обнаруживает новые погрешности.

Китано, не тяготея к пространным ответам, каждой фразой вызывал смех и аплодисменты. «Главный тезис для режиссера – не иметь никаких тезисов», – заявил он, добавив, что если вы надумали стать кинематографистом, то прежде всего нужно решить, зачем вам это нужно, а пути достижения цели могут быть абсолютно любыми. Сам классик, например, перепробовал в жизни разные профессии – от актера до писателя – и до сих пор не уверен в том, что режиссура – цель его жизни. «Меня бесконечно одолевают сомнения, – говорит кинематографист, – и даже если они исчезают, то появляются новые. Я творю от недостатка гармонии».

Отвечая на вопрос об эталонах киноискусства, Такеши Китано снова пошутил: «Мой самый любимый фильм – тот, над которым я работаю в данный момент». Большой самоотдачи требует Китано и от актеров. Он очень строг: сцены с неудачной актерской игрой режиссер нещадно уничтожает. Что касается работы на съемочной площадке, то здесь у Китано свои хитрости: «Если актер не слушает мои замечания, я спокойно прошу оператора перевести камеру на другой объект». Да и вообще, как оказалось, московский гость, несмотря на все свои сомнения, всегда поступает смело: «Я даже продюсера часто не слушаю и делаю по-своему. Пожалуй, поэтому я и выпускаю такую никудышную продукцию».

Китано снова удивил публику, когда заявил, что кино не должно никоим образом воздействовать на человека: ни на ум, ни на эмоции, ни на первобытные инстинкты: «Если воздействие будет, мы вернемся к пропагандистским лентам – равносильным тем, что были при фашизме. Пусть человек вынесет из кинозала то, что ему самому нужно». Поэтому лучший зритель для Китано – тот, кто подойдет после сеанса и скажет: «Спасибо, мне было так интересно».

А вдохновляется ли режиссер культурой родной страны? На этот вопрос он ответил двусмысленно: «Да, я, несомненно, горжусь японским наследием. Но ведь есть еще Толстой, Достоевский и Солженицын»... Кстати, как выяснилось, Китано с удовольствием снял бы фильм в России, правда, лишь в том случае, если подвернется интересный сценарий, чтобы «и картинка была красивой, и сюжет глубоким». В этой связи, с точки зрения Китано, важно одно: «Случай – это хорошо. Но работать за вас он не будет».

"