Posted 22 июня 2004,, 20:00

Published 22 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Тарантино попросил спасти

Тарантино попросил спасти

22 июня 2004, 20:00
Сегодня в 20.00 на Пушкинской площади пройдет митинг в поддержку Музея кино, который находится под угрозой закрытия. Руководство Союза кинематографистов заявило о своем намерении продать принадлежащий ему пакет акций (32%) развлекательному комплексу «Арлекино».

Согласно внутренней информации в Союзе кинематографистов, акционеры Киноцентра (все бывшие союзные республики), так и не дождавшись завершения продолжительной борьбы вокруг дележа доходов от здания, уже продали свои акции «Арлекино». Де-факто же «Киноцентр» уже принадлежит развлекательному комплексу, поскольку сумма, вложенная «Арлекино» в реконструкцию и переоборудование, существенно больше балансовой стоимости здания. И такой переход собственности из рук в руки предусмотрен законом. Продажа своих акций СК, как утверждается, – вынужденная мера, попытка вернуть хотя бы часть имущества российского союза в виде денег.

Но суть проблемы музея как раз в том, что ему необходимо покинуть занимаемые площади независимо от этих надоевших всем баталий. Жить на пятом этаже с единственным медленным лифтом, а бесценные экспонаты выставлять в помещении бывшей столовой для музея невыносимо, ведь речь идет о почти 400 тысячах единиц хранения – уникальной коллекции, которую сотрудники с трудом втискивают в старые шкафы. Сейчас в Музее кино открыта выставка кинораритетов, собранных за последние 5 лет: рисунки Феллини, живопись Тарковского, коллажи Параджанова, дневники и школьные сочинения Шпаликова, эскизы Кожушанной, костюмы из разных фильмов. Большинство экспонатов директор музея Наум Клейман буквально спас – это то, что выбрасывалось из квартир, с киностудий.

Несколько дней назад по этой выставке ходил Квентин Тарантино. Он высказал пожелание посетить Музей кино, как только сошел с трапа самолета. Тарантино буквально хватался за сердце, узнавая костюмы из «Ивана Грозного» и эскизы к фильму «Летят журавли». После осмотра экспозиции главный режиссер Голливуда смотрел советскую киноклассику – «На десять минут старше» Герца Франка и Юриса Подниекса, фрагмент «Ивана Грозного» и экспериментальный фильм «Пацифик». «Во время просмотра, – рассказывает директор музея Наум Клейман, – Тарантино нагнулся ко мне и спросил, только ли российские фильмы хранятся в музее. Я сказал: «Конечно же, нет», у нас огромная коллекция зарубежной киноклассики. Среди них есть и подарки великих мастеров: 12 фильмов подарил Годар, 8 – Сатьяджит Рэй... И вдруг Тарантино говорит: «А если я подарю вам свои фильмы – возьмете?». И это был необыкновенный жест. «Спасти Музей кино. С любовью, Квентин Тарантино», – написал кумир поколения конца 90-х на бланке музея. Таких бланков у Клеймана уже большая коллекция – от Парижской синематеки, дирекции Центра Помпиду, от актрисы Марины Влади, режиссера Аньес Варда, нового директора Венецианского фестиваля Марко Мюллера, итальянского классика Бернардо Бертолуччи, израильского – Амоса Гитая и многих других. Всего в поддержку музея собрано около 7 тысяч подписей со всего мира – от российской провинции до Бразилии и Мексики. Это священное место для всех, кому слово «кино» – не пустой звук. Проведение митинга – инициатива отнюдь не руководителей Музея, а именно киноманов, для которых здание на Дружинниковской улице – священное место. Именно здесь у многих завязался роман с кинематографом. За 5-рублевый билет здесь смотрели Годара и Трюффо, Висконти и Феллини, Джармена и Одзу, Эйзенштейна и Довженко и весь огромный список «Богов». А если нет денег или мест, пускают посидеть на полу. Сегодня, как и десять лет назад, в залы набивалось раза в два больше народу, чем предусматривает техника безопасности. По сути, сегодня этот музей едва ли не единственный клуб ценителей кино – альтернатива коммерческому прокату. Имущественный же спор, скорее всего, не будет решен. Министерство культуры предлагает музею несколько вариантов переселения, но ни один из них так и не оформлен на бумаге.


Город – слуга, город – хозяин

"