Posted 22 мая 2012,, 20:00

Published 22 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

Возрождение «Площади Согласия»

Возрождение «Площади Согласия»

22 мая 2012, 20:00
В цикле «Возрожденные шедевры» в Государственном Эрмитаже проходит выставка картины Эдгара Дега «Площадь Согласия». Награжденный эпитетами самого «загадочного» и самого «парижского», шедевр одного из виднейших французских импрессионистов подвергся реставрации и по утверждению исследователей оказался максимально приближ

Хотя точная дата написания «Площади Согласия» вероятнее всего так и останется тайной. Ни подписи художника, ни года, ни числа на холсте не сохранилось: по неизвестной причине картина была обрезана внизу, а четырехсантиметровый участок живописного полотна оказался загнут на тыльную сторону подрамника и прибит к нему гвоздями. В процессе реставрации загнутую кромку выпрямили, обнаружив, что каждая из изображенных на холсте фигур имеет продолжение.

Сегодняшние искусствоведы склоняются к тому, что Дега запечатлел своих друзей – драматурга и романиста Людовика Галеви и художника Людовика Лепика с дочерьми Эйло и Жанин в 1876 году. Действующие лица картины представлены участниками непринужденной сцены, но если граф Лепик и девочки через площадь переходят, то находящегося у левого края полотна Галеви долгие годы называли просто «прохожим».

В то время как личность Лепика широкой публике практически неизвестна, имя Галеви золотыми буквами вписано в мировую музыкальную культуру. В соавторстве с Анри Мельяком элегантный и артистичный племянник композитора Фроманталя Галеви стал автором либретто шедевров основоположника французской оперетты Жака Оффенбаха «Синяя борода», «Парижская жизнь», «Прекрасная Елена», «Великая герцогиня Герольштейнская», а также оперы Жоржа Бизе «Кармен».

Фамилия Лепика впервые прозвучала в Советском Союзе в 1956 году, из уст… Ива Монтана. На концертах в Москве и Ленинграде французский шансонье исполнил песню о парижской улице, названной в честь Жозефа-Луи Лепика – героя сражения при Прейсиш-Эйлау (1807), за мужество и отвагу произведенного Наполеоном в бригадные генералы и ставшего впоследствии командором ордена Почетного легиона. Бравый кавалерист (участвовавший, к слову, во вторжении на российскую землю в 1812 году) был дедом изображенного на картине Дега художника. Современники называли Людовика Лепика и Эдгара Дега «ревностными поклонниками оперы и балета», оба художника вошли в число основателей «Кружка художественного объединения» (неофициальное название «Мирлитоны»).

Судьба самой картины оказалась не то чтобы витиевата, но не вполне стандартна. До конца XIX века «Площадь Согласия», признанная впоследствии важнейшей вехой во французской живописи (так как кардинально отличалась от полотен, создававшихся в 1870-х годах в европейских странах) была абсолютно неизвестна. Картина хранилась в домашнем собрании Лепика, которому ее продал нуждавшийся в деньгах Дега, и никогда не выставлялась. Кроме крошечного рисунка для фона к «Площади Согласия» не осталось никаких подготовительных материалов; обойдена вниманием она почему-то оказалась как в письмах самого живописца, так и в воспоминаниях о нем.

После Лепика «хозяином» шедевра стал известный галерист Дюран-Рюэлю, пытавшийся выручить за полотно кругленькую сумму, однако до встречи с немецким коллекционером Отто Герстенбергом все его попытки (из-за отсутствия на холсте подписи художника) были тщетны. В Государственный Эрмитаж картина поступила в числе «перемещенных» («трофейных») произведений искусства после падения Берлина. Ее «легитимность» была закреплена принятым Государственной думой законом (1997), согласно которому все оставшиеся в России после окончания Второй мировой войны произведения искусства являются неотъемлемой собственностью Российского государства.

"