Posted 22 мая 2011,, 20:00

Published 22 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:21

Updated 8 марта, 06:21

Карлсон улетел

Карлсон улетел

22 мая 2011, 20:00
Празднование 75-летия студии «Союзмультфильм» проходит под ностальгические воспоминания, однако надежда на то, что к российской мультипликации вернется былое величие, увы, весьма призрачна.

Знаменитая студия была создана в 1936 году, к этому моменту анимационное кино в России существовало уже более трех десятков лет. Новая большая студия должна была объединить разрозненных художников в огромный творческий коллектив, привлечь новых людей, сделать производственные процессы более технологичными, а само кино – более профессиональным. Все эти задачи «Союзмультфильм» действительно выполнил. Куда сложнее организационных моментов оказался поиск эстетики для нового советского мультфильма.

Попытки перенести «диснеевские» принципы на русскую почву пользовались успехом у зрителя, и художники в рамках этих принципов создавали истинные шедевры – такие, как «Снежная королева» (реж. Атаманов). И все же мастера студии продолжали искать что-то свое, принципиально отличное от международного мейнстрима.

Настоящий расцвет наступил в начале 1960-х, когда появился целый ряд потрясающих, ярко индивидуальных художественных работ. Это и «Баня» (реж. Юткевич и Каранович), и «Случай с художником» (реж. Козлов), и, конечно, «История одного преступления» – режиссерский дебют Федора Хитрука, с которого принято отсчитывать новую эпоху в советской анимации. Впоследствии престиж знаменитой студии мультфильмов был поддержан работами таких ярких мастеров, как Хржановский, Норштейн, Назаров, Бардин, Петров, Гамбург и другие.

Распад начался в 1990-х и проходил очень болезненно – через недостаток финансирования, отток художников в мелкие независимые студии, правовые скандалы, убийственные реорганизации. Так или иначе, но к началу 2000-х годов от былого величия остались одни воспоминания. Большинство мастеров знаменитой некогда студии перестали работать, цеха оказались в запустении, и ежегодная фильмография студии от десятков названий умалилась до 2–5 короткометражек не всегда хорошего качества. Но самым печальным и оскорбительным стало то, что общество, странным образом обнулив свою память, будто напрочь забыло о старых мультфильмах. Сегодня многочисленные опросы показывают, что дети знают только «диснеевского» «Винни-Пуха» (который, кстати, даже по мнению его американских создателей, сильно уступает нашему), не видели «Бременских музыкантов», не могут продолжить цитату из «38 попугаев» и никогда не слышали про «Варежку». Что уж говорить о взрослой анимации, которая сегодня и вовсе оказалась невостребована за рамками анимационного сообщества?

В юбилейный для «Союзмультфильма» год руководство Объединенной государственной киноколлекции (ОГК), заменившей собой студию, обещает предпринять значительные меры, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Первым шагом стало открытие юбилейной выставки в здании библиотеки Эйзенштейна, где представлены уникальные эскизы, куклы, макеты, фотографии и афиши из коллекции студии. Другой значительный жест – создание «Волшебного ящика». Это устройство, содержащее более 1000 фильмов из золотого фонда студии и подключаемое прямо к телевизору, планируется передавать в детские сады и школы. Еще одно юбилейное заявление касается ветеранов «Союзмультфильма», которым ОГК обещает повысить авторские выплаты в полтора раза.

Планирует руководство ОГК в лице генерального директора Александра Голутвы и исполнительного директора Василия Шильникова уделить внимание как поиску новых имен, так и работе с заслуженными мастерами. Особенная же ставка делается на «Гофманиаду» – полнометражный фильм Станислава Соколова по эскизам Михаила Шемякина – многострадальный проект, который делается уже много лет, но пока не сильно приблизился к финалу.

Что ж, все эти меры выглядят многообещающе и вселяют надежду, что зритель увидит «Гофманиаду», что «союзмультфильмовские» старики, которых остается все меньше, будут получать все более существенные авторские отчисления. И главное, что слово «Союзмультфильм» начнет звучать не только в скандальных публикациях и юбилейных статьях, а станет для современных зрителей таким же важным и любимым, как слова «Пиксар» и «Дисней».

"