Posted 22 мая 2005,, 20:00

Published 22 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Чудо-«ребенок»

Чудо-«ребенок»

22 мая 2005, 20:00
Обладателем высшей награды – «Золотой пальмовой ветви» 58-го Каннского фестиваля стала бельгийская социальная драма «Ребенок» режиссеров Жана-Пьера и Люка Дарденнов. Вопреки мнению критиков, политическое кино датского гения Ларса фон Триера фестивальное жюри во главе с Эмиром Кустурицей полностью проигнорировало.

Предсказания экспертов о том, что новое жюри Канн повернет главный мировой кинофорум на курс «высокого искусства», подтвердились самым неожиданным образом. По всей видимости, после прошлогоднего каннского триумфа американской антибушевской документальной агитки Майкла Мура политика на французской Ривьере всем до смерти надоела. Когда же через несколько месяцев после «каннской пропаганды» Буш победил на выборах, все поняли – «волшебная сила искусства» не так уж и велика. Видимо, этот «конфуз» и подтолкнул оргкомитет после жюри радикального американского режиссера боевиков Квентина Тарантино пригласить на 58-й фестиваль команду балканского «певца свадеб и похорон» Эмира Кустурицы. Весельчак Кустурица, хоть и держался везде и всюду весьма строго – костюм и галстук практически не снимал, – но своих симпатий социальной тематике не скрывал.

Не случайно «Золотую пальмовую ветвь» получила бельгийская драма братьев Дарденнов «Ребенок», где рассказывалось о молодых родителях, продающих своего новорожденного ребенка. Именно она обошла всех других фаворитов конкурса. Среди главных претендентов критики называли фильм Ларса фон Триера «Мандерлей», «Город греха» Роберта Родригеса и Квентина Тарантино. Присуждение братьям Дарденнам высшей награды стало их личным триумфом, так как они вошли в небольшую группу из четырех режиссеров, которые смогли дважды завоевать «Золотую пальмовую ветвь». В 1999 году Жан-Пьер и Люк получили главный приз за картину «Розетта». Победа их фильма, по мнению экспертов, подтверждает тот факт, что «новая бельгийская волна» в современном искусстве – явление отнюдь не надуманное. Бельгия все стремительнее выходит в лидеры европейского искусства, и это связано с превращением Брюсселя в важный международный мегаполис, где расположены руководящие структуры Евросоюза.

Одновременно на прошедшей во Дворце Люмьер торжественной церемонии были присуждены и другие призы фестиваля. «Гран-при» Каннского кинофорума удостоился американский режиссер Джим Джармуш. Приз за лучшую женскую роль присужден Хана Ласло за израильский фильм «Свободная зона». Приз за лучшую мужскую роль получил известный американский актер Томи Ли Джонс. Он сыграл в собственном фильме «Трое похорон Мелкиадес Эстрада» (картина была также удостоена приза за лучший сценарий).

Лучшим режиссером признан австриец Михаэль Ханеке за картину «Тайна». Он рассчитывал на главный приз, возможно, поэтому был грустным, когда вышел за наградой. Зато весел был китаец Ван Сяошую, получивший в день своего 39-летия престижную Премию жюри за картину «Шанхайские мечты».

В разделе документальных работ победителем стал фильм украинского режиссера Игоря Стрембитски «Путники».

Всего в главном официальном конкурсе нынешнего Каннского фестиваля участвовала 21 картина, представляющая 13 стран. По мнению критиков, никогда за последние годы фестиваль не собирал столь сильного состава, никогда уровень фильмов не был столь высок.



«После Канн буду отдыхать»
Ларс фон Триер – «Новым Известиям»


– Еще несколько месяцев назад вы говорили, что ни за что не отправитесь в Канны, и ссылались на клаустрофобию и боязнь летать на самолетах. Что же заставило вас нарушить имидж «датского затворника» и лично представлять вторую часть своей американской трилогии «Мэндэрлей»?

– Я действительно с гораздо большим удовольствием остался бы дома, но это было бы несправедливо по отношению к нашим верным дистрибьюторам и сопродюсерам, если бы таким образом я отказался продвигать фильм. Законы кино для всех едины, и я не могу их нарушать.

– Но ведь, ссылаясь на свое затворничество, вы все же отказались от идеи снимать фильм в Америке. Странно все-таки, что европейский режиссер готовит кино об Америке, даже ни разу там не побывав…

– Дания, как и многие другие европейские страны, – страна, которая находится под сильным и дурным влиянием Америки. Поэтому шестьдесят процентов моей жизни – это сплошная Америка. Я не счастлив, но что я могу поделать? Поэтому и снимаю об Америке – ничего странного в этом нет. Хотя в чем-то вы правы. Непросто рассказывать о стране, в которой никогда не был, которая на экране такова, как подсказывает тебе твое воображение.

– В вашем фильме про Америку главную роль должна была сыграть Николь Кидман, но ее сменила Брюс Даллас Хоуард, дочь знаменитого режиссера Рона Хоуарда. На ваш взгляд, это равноценная замена? Довольны ли вы ее работой?

– Она справилась с ролью совсем неплохо для молодой актрисы. Ей нужно было показать, как в этом характере наивность сочетается с даром убеждения, который настолько силен, что заставляет людей изменить их жизнь. Она чертовски хороша при всей своей неопытности. Грейс – это метафора Америки, навязывающей свой образ жизни всему миру. Но вместе с тем это и сквозной характер всех моих фильмов – она хочет, как лучше, отдает себя всю, а все получается не так, как она предполагала, а очень даже скверно.

– Будет ли третий фильм трилогии?

– Для меня это настоящее наказание. Не знаю пока. После Канн мне нужно будет всерьез отдохнуть.

Беседовала Евгения ТИРДАТОВА

"