Posted 22 апреля 2007,, 20:00

Published 22 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:37

Updated 8 марта, 08:37

«Я никогда не буду петь рок»

«Я никогда не буду петь рок»

22 апреля 2007, 20:00
Продав более 100 млн. записей, великий шансонье стал за 60-летнюю карьеру королем среди исполнителей, поющих о любви на французском языке, как Элвис Пресли на английском и Хулио Иглесиас на испанском. Недавно 82-летний маэстро заявил о том, что прощается с большой сценой. И свой прощальный тур начал с Москвы. На суббот

Эпоха ритмов нисколько не убавила любовь в России к лирической песни, к авторскому слову, к интонации исполнителя, что всегда сближало русский романс и французский шансон. Поэтому Шарль Азнавур давно стал у нас целой эпохой. Впервые «французский Синатра», как называли его критики, посетил СССР в 1964 году. И с тех пор приезжал не раз. Только за последнее десятилетие у него было четыре поездки в Россию, и каждый раз – с неизменными аншлаговыми концертами. Не последнюю роль в таком выборе играет и происхождение певца. Родители шансонье были армянскими эмигрантами, переселившимися во Францию после геноцида армян в 1915 году.

«Мой отец всю жизнь подписывался по-русски, а мой дед был российским поваром, – напомнил Азнавур журналистам накануне московского концерта. – Моей матери пришлось выучить русский язык, чтобы иметь возможность общаться с друзьями своего мужа». При этом дети Азнавура носят русские имена – Катя и Миша. И сын, как оказалось, уже несколько лет как обосновался в российской столице, где ведет свои дела. Таким образом, по выражению певца, «круг замкнулся», что ему очень приятно. Что касается Кати Азнавур, то она даже выступила в Кремле вместе с отцом – в скромной роли бэк-вокалистки. На одной из песен она вышла на авансцену вместе с родителем, и этот дуэт был особенно трогательным.

Программа мэтра и его аккомпанирующий состав во время всех последних гастролей остаются неизменными. Он возит с собой целый оркестр – скрипичный квартет, двух бэк-вокалисткок, барабанщика, перкуссиониста, двух гитаристов и двух пианистов. Каждую вторую композицию зал встречает радостным всплеском узнавания. «Я знаю, что на меня приходят, как на классика. И от меня ждут проверенных временем вещей, – сказал Азнавур в Москве. – Я не стал бы обманывать ожидания публики, не стал бы заниматься музыкальными направлениями, которые не свойственны моей эпохе. Скажем, я никогда не стал бы петь рок. Этого мне не простила бы ни моя публика, ни молодежь».

Кстати, молодых людей на концертах Азнавура как раз достаточно много, и сам почтенный певец находит этому факту простое и логичное объяснение: «Когда молодежь взрослеет, она влюбляется и, следовательно, начинает любить мои песни». Стиль, атмосфера концертов Азнавура хороши именно аристократической выдержанностью: в его манере нет места ни слишком буйному разгулу страстей, ни слишком пафосным придыханиям. Зато есть подлинная интимность в его особой разговорной манере пения, которой этот невысокий седой человек с известными на весь мир выразительными бровями так умеет подкупать сердца миллионов.

Между тем, когда Азнавур в середине прошлого века впервые выступил с концертом, исполняя свои песни, один парижский критик написал: «Надо быть сумасшедшим, чтобы с такой внешностью и таким голосом представиться публике». Не раз певец был освистан, не раз комплексовал по поводу своего роста и этнического происхождения. И лишь знакомство с легендарной Эдит Пиаф, которая взяла трогательного француза-армянина под свое покровительство, позволило Азнавуру совершить решительный шаг в карьере. А позже песни Азнавура уже почитали за честь исполнять Рэй Чарльз, Ширли Бейси, Лайза Миннелли. Сравнительно недавно – в 1995 году – Азнавуру удалось покорить и Америку – он стал единственным французским шансонье, чей диск занял первое место в классификации журнала Billboard.

Расставаться с публикой мастеру явно не хочется. Но все-таки возраст дает о себе знать – на сцене для Азнавура приготовлено кресло, он периодически садился отдохнуть. Впрочем, это не помешало ему на «цыганочке», когда во французский текст робкой стрелкой влилось русское «эх, раз, еще раз», выписывать на сцене пусть непродолжительные, но стремительные коленца. Зал провожал мэтра стоя, а в числе преподносящих цветы были многие известные люди – например Иосиф Кобзон.

Прощальный тур Азнавура по миру может растянуться года на три, пока маэстро объездит все те страны, где желает выступить. Но и после завершения турне Шарль Азнавур надеется сохранить способность творить и, в частности, планирует предаться литературному труду. В его планы входит создать две книги мемуаров, так что, как пояснил Азнавур на пресс-конференции в Москве, это будет «не настоящий уход от дел, не настоящая пенсия».

ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ ШАРЛЬ АЗНАВУР В МОСКВЕ

Об этнических проблемах «Меня по-прежнему очень беспокоят конфликты на Кавказе, особенно между армянами и грузинами. Я не вижу причин, чтобы единение, которое существовало между многими народами вашей страны во времена СССР, распадалось и разлаживалось. Я за то, чтобы оно существовало всегда».

О Вертинском и судьбе французского шансона
«У моего дела во Франции сегодня есть продолжатели. Появилось интересное новое поколение шансонье, которое создает песни, ориентируясь на каноны 10–12-летней давности. И такая преемственность традиций дает заметные плоды – концерты этих исполнителей пользуются большей посещаемостью, чем выступления многих зарубежных артистов. Франция возвращается к своему наследию, что очень важно. Возвращению к своим традициям, корням я желаю и русским музыкантам. Ведь мы хорошо знаем русскую музыку, которая восходит к временам Вертинского. Для нас это настоящая русская песня».

"