Posted 22 апреля 2004,, 20:00

Published 22 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Театр из легенды

Театр из легенды

22 апреля 2004, 20:00
Свой очередной юбилей Театр на Таганке отметит в пятницу премьерой. Новый спектакль называется «Идите и остановите прогресс» по мотивам поэзии ОБЭРИУТов. Режиссер-постановщик – Юрий Любимов.

Театр на Таганке давно существует в пространстве легенды. С того самого дня, как в захудалый московский Театр драмы и комедии вошли молодые актеры во главе со своим руководителем Юрием Петровичем Любимовым и создали небывалый театр – Таганку, ставшую центром русского художественного либерализма. Поместив в фойе театра портреты Брехта, Вахтангова и Мейерхольда, Юрий Любимов продекларировал свои художественные ориентиры. На русскую сцену возвращалась театральная эстетика 20-х годов: смесь категоричности и дерзости, плакатного шутовства и патетики. К Брехту восходили жесткая предметность, энергичная и яркая назидательность, пользующаяся парадоксами, прямота напора, презрение к сценической иллюзии как цели театра. От Вахтангова – вкус к игре, который давал себя знать даже в самых драматических представлениях Таганки. Мейерхольд соблазнял примером авторской режиссуры, творческого всевластия Мастера.

В программках Таганки периода «бури и натиска» было не принято называть, кто какую роль играет. Актеры перечислялись по алфавиту: Ф.Антипов, Н.Губенко, А.Демидова, В.Золотухин, М.Полицеймако, З.Славина, В.Смехов, А.Трофимов, Л.Филатов, В.Шаповалов. Любимов выработал свой стиль – аскетичный и яростный, находящий энергию в монтажных столкновениях и в рождающихся ассоциациях, политически тенденциозный и художественно вольный.

Партийными и советскими органами театр воспринимался как рупор диссидентства. Каждый новый спектакль доходил до публики после дебатов с начальством. Особенно длительны были сражения из-за «Живого» Бориса Можаева и «Бориса Годунова» Пушкина. Именно в связи с пушкинской трагедией конфликт дошел до разрыва художника с советским государством. В 1980 году находившийся за границей режиссер был лишен гражданства. Несколько лет работал в театрах Европы и Америки. Его возвращение на Родину, как и его отъезд, стали источником драматического разлада в труппе. К 1994 году два зала Таганки были поделены между двумя театрами, а когда однажды по рассеянности автор статьи оказался на проходной «Содружества актеров Таганки», его с большим интересом переспросили: «Вы – к Любимову? А кто это?».

Кроме охраны на входе в «Содружество», кто такой Юрий Петрович Любимов, знает вся Москва и весь мир. Единственный оставшийся работающий патриарх, человек, который когда-то «потряс театральный мир». А сейчас служащий ему, театральному миру, гарантом и опорой. Десять лет после раскола он держит «марку» Таганки, работая с неиссякаемой энергией и неизменным мастерством. На вопрос, как он относится к тому, что его называют «эпохой в русском театре», Юрий Петрович пожал плечами: «По сути, мы – артельщики, мастеровые, которым надо работать всю жизнь, чтобы не потерять форму».

"