Posted 22 марта 2009,, 21:00

Published 22 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Музыка от производителя

22 марта 2009, 21:00
Культовая британская рок-группа Asia, составленная в 80-е годы из числа музыкантов Yes, King Crimson, Emerson, Lake and Palmer, Uriah Heep и других команд, хорошо зарекомендовавших себя в «высшей лиге мирового рок-н-ролла», решила тряхнуть стариной и отправилась в тур по странам Европы. В четверг москвичи первыми увиде

Концерт проходил во дворце спорта «Лужники», который, наконец, полностью реконструировали под музыкальные мероприятия. Сюда переехал зал «Россия», раньше располагавшийся в одноименной гостинице близ Красной площади. Теперь зрителя встречают портреты Никулина, Кобзона и других народных артистов, вместо пластмассовых скамеечек для болельщиков выставлены обитые бархатом стулья, в том числе организован партер и амфитеатр... И что уж совсем сражает отечественного зрителя наповал – у метро «Воробьевы горы» публику встречают бесплатные автобусы, на которых можно доехать до площадки, а после концерта уехать обратно. Единственное, что осталось «кривоватым», так это акустика зала. Впрочем, музыкантам Asia – профессионалам до мозга костей – удалось настроить более-менее качественный звук.

Публики в новоявленном зале «Россия» собралось, однако, мало. Примерно половина мест пустовала, зияя невостребованным бордовым бархатом. Для музыкантов, очевидно, это было неприятным сюрпризом. Дело в том, что последний раз в Москве группа Asia была в далеком 1990-м. Тогда в рамках турне по Великобритании, Германии, Японии и Бразилии музыканты решились на экзотический шаг – устроить концерты в Советском Союзе. И не прогадали. Открывающаяся всему миру и голодная до всего качественного (видеомагнитофонов, автомобилей и искусства) страна устроила группе грандиозные овации и в буквальном смысле носила музыкантов на руках. Двух аншлаговых концертов в «Олимпийском» – невиданной по нынешним временам роскоши (всего свидетелями выступлений Asia стали 40 тыс. человек) – оказалось недостаточно: послушать музыку съезжались со всего СССР. Такого ажиотажа британцы нигде ни до этого, ни после не встречали, на радостях сделали по итогам поездки фильм Live In Moscow и сняли в Москве клип на песню Praying for a Miracle. Можно представить себе разочарование квартета профессионалов, увидевших спустя 19 лет совершенно других москвичей, незаполненный зал гораздо меньших размеров, театральные стульчики и интеллигентные аплодисменты после каждой песни. Впрочем, случайной публики в Лужниках не было (портрет среднестатистического зрителя – упитанный, видавший виды мужчина с короткой прической, небольшой сединой и мало подходящими к этому образу умными и горящими глазами). Здесь каждый знал, на что шел, и ценил это. Число настоящих меломанов на единицу площади было как никогда велико.

Группа Asia – честные и талантливые мужчины, не страдающие ни пафосом, ни звездной болезнью, – отработали концерт самым достойным образом. Каждый из квартета сыграл свое соло, получив порцию бурных и продолжительных аплодисментов. Ударник Карл Палмер сделал упор не только на барабанах, но и на тарелках, эффектно позвенев в течение нескольких минут кряду. Стив Хоу, которого журнал Guitar Player пять лет подряд называл лучшим гитаристом мира, играл одновременно на двух гитарах, одна из которых располагалась на специальной стойке (получился двенадцатиструнный инструмент). Седой, постаревший, в нелепых очках с толстыми линзами, но очень уважаемый мужиками-меломанами, он произвел фурор. Ему кричали: «Мастер–класс!» Не в смысле мастер-класс, а в смысле – классный мастер. Клавишник Джефф Даунс виртуозно справлялся сразу с семью разными пультами, синтезаторами и клавиатурами, установленными на сцене трехэтажной конструкцией (впрочем, это для него было несложно – Джефф, известный по работе с Yes и The Buggles, в свое время попал в Книгу рекордов Гиннесса за использование 28 инструментов во время одного выступления). Ну а вокалист и басист коллектива Джон Уэттон просто держал марку, демонстрируя хиты 80-х и новые песни, которые, по большому счету, были ничем не хуже. Песни у этих людей были разные – от Without You с первого альбома до новенькой Extraordinary Life, от Open Your Eyes до самого, пожалуй, главного хита группы Heat of the Moment. Что-то чуть тяжелее, что-то чуть лиричнее, всегда с очень точными аранжировками: «сборная мирового рока» не растеряла за эти годы ни грамма музыкальной формы. Из репертуара «родительских» групп (Yes, King Crimson, Emerson, Lake and Palmer, The Buggles) Москве были предложены Roundabout, Fanfare For The Common Man, Video Killed The Radio Star и, наконец, In The Court Of The Crimsоn King. В финале зал уже стоял в проходах, горел просветленными взорами и от души хлопал в ладоши, пусть и немногочисленные.

В 80-е на Западе не все приняли группу Asia. Говорили, что, мол, попса, «перепевки», «тень великих» и все такое прочее. Однако время течет неумолимо. Сегодня такие музыканты-профи – наперечет. Выступавшее днем ранее в Кремле дитя пиара Ванесса Мэй – тому живой пример. Музыканты у нее были где-то на заднем плане, на переднем – скрипка, дежурная улыбка, хорошо спродюсированные и завернутые в блестящие фантики ремейки. Музыка «от производителя», где главные герои – те, кто по-настоящему знает толк в сочетаниях звуков, смотрится на этом фоне совсем по-другому.

"