Posted 22 марта 2009,, 21:00

Published 22 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Быть или не быть?

Быть или не быть?

22 марта 2009, 21:00
В субботу в Большом зале Дома кино 450 московских кинематографистов обсуждали, какую позицию занять по отношению к созываемому Никитой Михалковым собранию членов Союза кинематографистов России (СК) в Гостином Дворе. Почти все согласились с тем, что это мероприятие невозможно признать съездом, а его решения – имеющими о

Ситуация в СК осложнилась после того, как 17 марта суд первой инстанции признал недействительным VII съезд кинематографистов, на котором председателем СК был избран Марлен Хуциев. Вера его сторонников в правосудие сильно пошатнулась («Ваша честь, вы лишаете меня веры в справедливость!» – воскликнул пораженный классик российского кино, когда судья Печенина вынесла свой вердикт), а вслед за этим встал классический вопрос русского права: «Что делать, если суд не на твоей стороне?» Юристы говорили, что следует продолжать отстаивать свою правоту юридическим путем. С этим никто не спорил, но, по мнению многих, следовало посчитаться с тем, что последующие суды тоже могут улыбнуться Никите Михалкову, который накоротке с российской Фемидой. В таком случае придется созывать новый съезд, который снова будет опротестован приближенными Михалкова, и получится сказка про белого бычка. Не лучше ли попытаться переиграть «царя Никиту» на том собрании, которое он назначил под видом съезда, чтобы еще раз показать его фиаско?

В Уставе СК написано, что созыв съезда находится в исключительной компетенции Правления СК. VII съезд кинематографистов, как к нему ни относись, был созван Правлением по требованию Ревизионной комиссии, то есть в строгом соответствии с Уставом. Собрание в Гостином Дворе грубо нарушает Устав СК уже тем, что созывается без санкции Правления. Но Никита Михалков рассчитывает, что, если в Гостином Дворе соберется достаточно много членов Союза, их волеизъявление будет признано законным. Со своей стороны, юристы Хуциева полагают, что гостинодворский сбор можно будет оспорить в суде на еще более веских основаниях, чем те, по которым был оспорен VII съезд. Другой вопрос – стоит ли это делать в том случае, если он даст те же результаты, что VII съезд.

Собрание москвичей началось с выступления Хуциева, который сказал, что «несправедливое решение суда было предопределено», и назвал «историческим событием» то, что четыре человека (истцы, недовольные решениями VII съезда), за которыми стоит пятый (Михалков), отменили волеизъявление почти полутысячи делегатов, каждый из которых представлял 5 или 10 членов СК. Хуциев также заявил, что на михалковскую «сходку» не пойдет, потому что тем самым поставит под сомнение правомочность съезда, который оказал ему доверие, избрав председателем СК. После этого было оглашено письмо драматурга Александра Гельмана, в котором собрание в Гостином Дворе было названо «провокационным», а участие в нем – «недостойным». Гельмана поддержал режиссер Николай Досталь: «Если мы придем на это собрание, мы обеспечим Михалкову кворум и потеряем лицо. Мы могли бы победить в честной борьбе, но на его поле шансов у нас не будет». Самым ярким сторонником этой точки зрения оказался давний противник Михалкова Юлий Гусман. Как опытный организатор массовых зрелищ, он объяснил собравшимся, как пройдет михалковское мероприятие – в пятитысячном зале будет собрана огромная массовка, в которой члены СК просто потеряются, и эта клака будет заглушать всех несогласных. Что мандаты для голосования будут выданы посторонним лицам. Что в самый последний момент собравшимся предложат открытым голосованием спешно избрать председателя и принять дикий Устав, который никто в глаза не видел. И вообще, идти с игрушечными винтовками против танковых колонн – безумство храбрых, которому никто не споет песню…

Эту позицию оспорил Владимир Меньшов. «Если мы не пойдем в Гостиный Двор, там будут приняты кошмарные решения, – сказал он, – а если пойдем, то сможем победить. Пусть решает большинство». Такую же точку зрения высказали кинорежиссеры Вадим Абдрашитов и Виталий Манский. Они согласились с Гусманом в том, что михалковская сторона может прибегнуть к нечестным приемам, как это было на IV Внеочередном съезде в Кремле в 1998 году, но, по их мнению, тогда Михалкова поддерживало подавляющее большинство членов СК, готовых закрыть глаза на явные нарушения демократии. Теперь же он растратил кредит доверия, и манипулировать кинематографистами ему уже не удастся. Так что в Гостиный Двор стоит пойти, а кому противно, тот может оставить письменное заявление, что поддерживает решения VII съезда кинематографистов. Сбор таких заявлений среди сторонников Марлена Хуциева идет уже больше двух недель. Те из них, кто намерен пойти на созываемое Никитой Михалковым собрание, надеются, что к концу месяца у них накопится внушительное число голосов, которые можно будет использовать на михалковском мероприятии. Удастся ли им разгромить «танковые колонны» Михалкова, станет известно в конце марта.

"