Posted 23 января 2020, 19:01
Published 23 января 2020, 19:01
Modified 7 марта, 15:01
Updated 7 марта, 15:01
Юрий Богомолов
Шах и мат в два хода
Можно гадать, зачем чиновники Минкульта перед самым Новым годом спровоцировали скандал, предложив директору ГИИ (Государственный Институт искусствознания) Наталье Сиповской подать в отставку.
Самая первая догадка: наверное, понадобилось статусное место для какого-нибудь ответственного функционера из номенклатурной колоды. А, может, вовсе не кресло директора института, а уже само здание, в котором находится это кресло, кому-то глянулось? Так тоже бывает.
В любом случае следует шах и мат в два хода. Шахом назначается сторонний администратор, очередной эффективный менеджер. Он, что называется, «оптимизирует» штатное поголовье института. Следующим ходом объявляется мат научно-исследовательской деятельности, вследствие чего институт становится не нужным ни культуре, ни Министерству Культуры.
В остатке же – лакомый особняк на дорогой земле.
С ГИИ, судя по всему, аналогичный блицкриг не задался. Дружное возмущение ученых института и широкая огласка в СМИ побудило Минкульт сдать назад, дать задний ход. Все-таки получить еще один очаг солидарного несогласия гуманитариев с чиновничьим произволом было бы перебором для сильно уважающей себя власти.
«Могу заверить, - спешно сообщил заместитель министра Николай Овсеенко еще до наступления 2020-го года, - Сиповская сохранит свой пост».
Концепция, как говорят в одном анекдоте, изменилась.
Одна концепция, возможно, и изменилась, зато другая обнажилась. Та, что связана с антигуманитарными рефлексами командного сословия в РФ.
Ученость как причина
Рефлексы эти давно уже дают о себе знать, но откровеннее всех ими поделился Дмитрий Киселев на пике молодежных протестов, что случились минувшим летом. Тогда он с экрана телевизора обрушился на Вышку, назвав этот гуманитарный Университет «конвейером, создающим недовольных».
К слову, угроза перепроизводства на Руси шибко умных и недовольных была замечена еще пару столетий назад.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
В общем, Киселеву с Соловьевым стало тревожно. Особенно им неприятно, когда много думающие о себе шутники их маркируют той или иной выразительной приметой. Не будем лишний раз вспоминать Урганта и Гребенщикова.
И напомним, что авторитетный филолог Гасан Гусейнов назвал язык, на котором изъясняется медийная чернь, «клоачным русским». То обстоятельство, что его носители мгновенно оскорбились и сильно прогневались, лишь удостоверило правоту профессора.
Попал, что называется, в точку.
Гусейнову бросился отвечать все тот же Дмитрий Киселев.
И сразу нашел верные слова для отповеди профессору Гусейнову: «И на старуху бывает проруха». Затем выразил надежду, что профессор проспится, «вернется в баланс» (в переводе с клоачного придет в себя). «Ну, не вязать же его», - смилостивился Киселев, видимо, вспомнив радикальное предложение Фамусова сурово наказать вольнодумца (в переводе на клоачный русский - иноагента) Чацкого: «Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!».
Сегодня бы у Фамусова не было бы повода дивиться, глядя на то, как реальных и потенциальных чацких вяжут на улицах Москвы и зачитывают им приговоры на привычном для нашего уха чисто русском клоачном языке.
И что теперь «юные гуманитарии» могут подумать о родном языке?
И не только о языке, но и о телевещателях?
И о телеполитиках?
Не поражены ли те и другие вирусом клоачности?
Впрочем, слова, сентенции, законы, приговоры, оговоры – это нечто поверхностное, как рябь на воде; насущны подводные рифы и тренды. Они многое объясняют в сегодняшних умонастроениях и в завтрашних последствиях того, что едва народилось и обозначилось. Но это уже зона ответственности не столько журналистов, сколько художественной культуры.
Режиссер VS Президент
Тщетно Александр Сокуров на встрече с общественностью пытался побудить президента вступить в диалог с протестной молодежью в неформальной обстановке.
На разных языках говорили режиссер и президент. Говорили как полномочные представители разных стран. В смысле – разных Россий. В той, возможной, новой РФ, что представлял Сокуров, первичен человек. В этой, имени Путина, стране, что мы живем – государство.
Сокуров говорил о праве на человечность. Путин – о правилах игры в человечность.
Сокуров – о праве на образование. Путин – о мерах наказания образованных.
Сокуров – о значении и назначении культуры…
Стоп, говорю я режиссеру, с этого места поподробнее.
Сокуров: «И армия может проиграть, и государство рухнет. И только культура никогда не предаст свой народ».
Прозвучало как вызов.
Вызов авторитарному режиму со стороны художника. К слову, не первый, если вспомнить два практически незамеченных фильма Александра Сокурова – «Русский ковчег» (2002 г.) и «Франкофония» (2015 г.). Оба – о хранилищах общечеловеческих ценностей – Эрмитаже и Лувре.
Заключительная мазурка в «Русском ковчеге» — кульминация фильма, самая впечатляющая его сцена и самая экспрессивная. Эмоционально вовлекаясь в нее, до конца понимаешь, зачем Сокурову нужно было снимать эту картину одним планом — без монтажных аттракционов.
Вот она, жизнь на одном дыхании! И вот она — многовековая история и тоже на одном дыхании.
Откровение сокуровского фильма в том и состоит: «Боже, как коротка, почти мгновенна история и сколь спасительна Культура!».
Культура – сердце человеческой цивилизации. Об этом -- «Франкофония».
Режиссер - в монтажной, за работой над новой картиной о том, как в 1940-м два искусствоведа, с французской и нацистской стороны, сделали все, чтобы спасти бесценные коллекции Лувра. Работа режиссера время от времени прерывается телефонными переговорами, включениями видеосвязи с капитаном катера, размышлениями о надвигавшейся на человечество катастрофе начала ХХ века. С надеждой всматривается в портрет Толстого.
Он не внемлет.
И Чехов отвечает молчанием.
История, современность, война, шторм… Франция сдалась и распалась, как государство, но Лувр затаился, затаились шедевры живописи и скульптуры.
Сокуров высказывает нечто сокровенное: «Зачем мне этот океан? Пусть живет рядом, своей жизнью. У народа океан вокруг. У человека океан внутри».
У человечества, по мысли автора, Лувр внутри. «А, может, Лувр дороже всей Франции? Кому нужна Франция без Лувра? Или Россия без Эрмитажа? — вслух размышляет Сокуров еще до того, как Путин задался вопросом: «Зачем нам нужен такой мир, в котором не будет России?».
Почувствуйте разницу в вопросах о войне и мире в этом мире.
В конце позапрошлого века символист Жозеф Пеладан размышляет: «Вы можете однажды закрыть церковь, но что насчет Музея? Если Нотр-Дам будет осквернен, богослужение состоится в Лувре…».
Кто бы тогда, на рубеже Х1Х – ХХ веков, мог представить, что это фантастическое умозаключение уже в следующем веке будет на волоске от претворения в жизнь, в связи с взбудоражившим мировую общественность Собором Парижской Богоматери, вспыхнувшим прошлогодней весной.
В том и дело, художнику виднее, что было в прошлом, что не так в настоящем, какие засады нас подкарауливают в будущем.
Ему виднее, чем политику, политологу, историку, социологу…
Золотые рыбки не поддаются дрессировке
Обыватель в массе своей, как и политик - который, как правило, такой же обыватель, - желает видеть в искусстве десерт к сытному обеду. В иных случаях, как ребенок – десерт вместо обеда.
Политическое животное утилизирует художественную классику в качестве дорогого аксессуара. Достигнув определенной карьерной высоты, оно не прочь нацепить на лацкан парадного мундира уже самого автора. Тот, кто оказывается на вершине властной пирамиды, предпочитает, чтобы художественно одаренная золотая рыбка послужила у него на посылках.
Сталин с этой целью приручал Горького, держа его в золотой клетке. С той же идеей Путин обхаживает Сокурова. И пытается подружиться с ним, а дружбы не получается.
Получается осторожное единоборство. Нежелательное для обоих, но неизбежно закономерное в рамках авторитарного режима.
Сталин, не дождавшись от Горького заказанного ему панегирика, ускорил кончину великого пролетарского писателя. Заказал великому непролетарскому кинематографисту Эйзенштейну портрет своего исторического прототипа - Ивана Грозного, прославленного в своей неумолимой жестокости. А во второй серии грозный Иван предстал Иваном, замученным совестью.
Художественная культура и авторитарный режим несовместны. Сосуществование их до поры до времени возможно, но невозможно сродство. И не спасителен их союз. Спасительно противостояние, по крайней мере, для культуры. Для режима же – серьезная угроза.
Режим это кожей чувствует. И тогда начинают давать о себе знать антигуманитарные рефлексы, пробуждаются цензурные инстинкты, возбуждаются комплексы научной неполноценности министерских чиновников. Партия переходит – снова воспользуемся шахматной терминологией – в затяжной эндшпиль, который мы и наблюдаем в режиме online.
И вот уже, по сообщению ТАСС, «Высшая школа экономики намерена внести изменения во внутренние правила вуза, в рамках которых будут ужесточены требования к преподавателям и студентам, которые занимаются политической деятельностью».
Понятно, что руководство Вышки не от хорошей жизни и в целях самосохранения решило цензурировать гражданскую активность своих студентов.
«Дело Седьмой студии» затевалось исключительно как уголовное, но чем дольше оно тянется, тем очевиднее проявляется его антикультурологическая сущность. «Судим не за художественные результаты творчества», -- уверяет власть. Но то что мы видим, это – суд над творчеством как формой жизнедеятельности. Суд при всем старании не может уличить подсудимых мастеров культуры ни в чем, кроме как в плодотворном творчестве, смысл которого не понимает.
Комиссия Минкульта по расследованию деятельности ГИИ ничего не смогла поставить в вину сотрудникам Института, кроме того, что они занимаются исследованиями не только в здании Института, но и в библиотеках, в архивах и даже дома.
Члены министерской Комиссии не могут взять в толк, почему нельзя сократить около трех четвертей сотрудников, чтобы оставшимся платить по 194 тысячи рублей.
Им невдомек, почему эффективность научной деятельности нельзя мерять одними публикациями в журналах Web of Science и Scopus, между тем как институт выпускает несколько десятков фундаментальных монографий в год.
(Ниже см. список институтских трудов, изданных только в минувшем году).
***
Взяв ход назад, замминистра культуры сообщил: «На днях я провел личную рабочую встречу с Наталией Владимировной, в ходе которой мы обсудили дальнейшие шаги по… повышению эффективности административной деятельности в Институте».
То есть нынешний директор Института должна осуществить те шаги оптимизации и бюрократизации научного учреждения, которые бы и привели к упразднению его научного потенциала.
Такова цена сохранения нынешним директором своей должности (?!)
У мастеров отечественной культуры - за редким исключением - всегда трудно складывались отношения с начальниками над культурой. Как-то в советскую пору один из приятелей Михаила Светлова в шутку упрекнул поэта, что он избегает встречи с министром культуры, словно боится его.
Поэт ответил серьезно: «Я боюсь не министра культуры, а культуры министра».
Сегодня в еще большей степени стоит опасаться культуры министерских чиновников.
… А может, нужна еще одна комиссия, но уже по выяснению уровня профессиональной компетенции сотрудников самого Минкульта?
Новому министру Культуры информация для размышления
Монографии
Коллективные труды
История русского искусства в 22 томах. Том 4. Искусство середины XIII – середины XIV века / Отв. ред. Э. С. Смирнова. М.: Государственный институт искусствознания, 2019. 719 с.
Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения. Научное издание / Ред. В.Ю. Музычук, А.Я. Ру-бинштейн, А.А. Ушкарев, Е.А. Хаунина, Чуковская Е.Э. / Под общ. ред. А.Я. Рубинштейна. – СПб. : Алетейя, 2019. 1072 с. ISBN 978-5-907189-43-0
Театр и зритель в предлагаемых обстоятельствах. Экспертно-аналитический доклад / под ред. А. Я. Рубинштейна. М.: СТД РФ, 2019. 58с.
Сборники статей
Публикация материалов с комментариями
М. С. Сабинина. Записки / Сост., текстологич. подготовка, предисловие, коммент. О. В. Лосевой и М. П. Рахмановой. М.: Кучково поле, 2019. 672 с.
В.В. Иванов Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 7 / Ред.-сост. В.В. Иванов; ред. М.В. Львова, М.В. Хализева М.: Индрик, 2019. – 822 с.; илл. ISBN 978-5-91674-522-1
А.Г. Айнбиндер П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, соч. 35. Партитура / Отв. ред. А.Г. Айнбиндер. Челябинск: MPI, 2019. (АПСС П.И. Чайковского)
А.Г. Айнбиндер П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, соч. 35. Переложение для скрипки и фортепиано / Отв. ред. А.Г. Айнбиндер. Челябинск: MPI, 2019. (АПСС П.И. Чайковского)
Журналы
Художественная культура: Электронный журнал. 2019. Вып. 1–4. (Отв. ред. О.А. Кривцун, Е.В. Сальникова)
Искусствознание. 2019. № 1–4. (Отв. ред. Н.Ю. Молок)
Вопросы театра. 2019. № 1–4. (отв. ред. В.А. Щербаков).
Искусство музыки: теория и история. Вып. 20, 21 (Отв. ред. Л.О. Акопян, С.К. Лащенко, М.Г. Раку).
Вестник сектора древнерусского искусства. 2019. № 1, 2 / Отв. ред. А.Л. Баталов. М.: ГИИ, 2019. 220 с.: ил. ISSN 2658-543X
- Это, пожалуй, перебор -- скажут нам в Минкульте.
- Что ж, -- скажем мы, -- есть другое решение, более кардинальное: уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».