Posted 22 января 2008,, 21:00

Published 22 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Леонид Броневой

Леонид Броневой

22 января 2008, 21:00
В понедельник в Москве были объявлены победители Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Народного артиста СССР Леонида БРОНЕВОГО жюри назвало лучшим актером второго плана за роль в фильме Алексея Попогребского «Простые вещи». Получив награду, Леонид Сергеевич рассказал «Новым Известиям» о своем отно

– Ожидали ли вы, что когда-нибудь получите награду от критиков?

– Я удивлен, потому что критики должны критиковать и разбивать. А вручать призы не их дело, поэтому я не знаю, как относиться к этой награде.

– А как вы вообще относитесь к критикам? Многие ваши коллеги, например Никита Михалков, их откровенно не любят и считают бездельниками.

– Я согласен с Михалковым, потому что он сделал больше, чем все критики, вместе взятые, начиная с Белинского. Понимаете, сейчас очень мало профессиональных кино- и театроведов, их можно пересчитать по пальцам. Например, уже нет таких замечательных критиков, как Инна Люциановна Вишневская, – кстати, это мой педагог по ташкентскому ГИТИСу. Юзовский, Бояджиев, Макульский – если они что-то писали, то это был не просто разбор, это было само по себе произведение литературного искусства. А сегодня, очевидно, ни шоу-бизнес, ни фабрики звезд, ни песни о главном, ни аншлаги не требуют от критиков профессионализма.

– Значит, вы считаете, что в наше гламурное время невозможно появление настоящих критиков?

– Я не могу ответить на этот вопрос. Я могу лишь сказать, что очень часто вижу статьи не только поверхностные, но и иногда просто неграмотные. Впрочем, что еще можно ожидать, если мы видим такой уровень телевизионных программ, не считая канала «Культура»? Все остальные каналы думают лишь о том, как переплюнуть друг друга в рейтинге. И кого тут обвинять – их или зрителей, которые смотрят? Я думаю, тут нужна кровавая цензура, как ни странно. Потому что, когда началась пошлятина, когда не важно, что остается в голове и сердце, – значит, плохо дело.

– Может быть, эту ситуацию, как раз и помогут исправить критические рецензии?

– Не знаю. Понимаете, чтобы быть объективным критиком, надо быть человеком очень большой культуры. А вы вспомните, что происходило вокруг трагедии с Александром Абдуловым! Разве такое допустимо?

– Леонид Сергеевич, сразу две российские картины продолжают претендовать на «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Хорошие шансы у картины Михалкова «12» и Сергея Бодрова-старшего «Монгол». Вы следите за ситуацией? И есть ли у вас прогноз по поводу их шансов?

– Я не могу делать прогнозы, потому что не смотрел эти фильмы. Но Михалков мне нравится прежде всего тем, что он показывает товар лицом. А вот старшего Бодрова, как режиссера, к сожалению, я совсем не знаю. Поэтому не могу сказать, кто из них выйдет в финал. Зато знаю отношение Голливуда к любым не своим фильмам. Они не признают чужое искусство. Например, мне непонятно, почему они японцев пускают в главный конкурс, а Россию – только в одну из номинаций.

"