Posted 22 января 2008,, 21:00

Published 22 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Рукописи горят?

Рукописи горят?

22 января 2008, 21:00
Драматичная история может развернуться в ближайшее время вокруг последней рукописи Владимира Набокова «Оригинал Лауры». Это произведение писателя осталось незавершенным, и перед смертью он завещал своему сыну уничтожить единственный экземпляр. Тогда выполнить волю покойного не решились. В течение 30 лет рукопись хранил

Об этой рукописи Владимира Набокова известно на удивление мало. Скорее всего, она представляет из себя примерно 50 рабочих карточек, исписанных рукой Набокова (это примерно 30 страниц машинописного текста), над которыми он работал с 1974 года. Просьба же Набокова связана с тем, что ему очень не хотелось, чтобы читатели увидели его последнее творение, которое он закончил в голове, но не на бумаге. Что такое «Оригинал Лауры», знает только его сын Дмитрий – единственный из оставшихся в живых наследников великого писателя, бывший оперный певец, который сейчас живет в швейцарском городке Монтре. Только он видел лежащие в хранилище одного из швейцарских банков все существующие части рукописи этого романа.

С момента смерти Набокова прошло три десятка лет, но никто так до сих пор и не осмелился сжечь рукопись «Оригинала Лауры». К Дмитрию Набокову она попала в 1991 году после смерти матери. За 14 лет, миновавших после кончины мужа, Вера Набокова так и не смогла себя заставить уничтожить уникальный текст.

Драматизма добавляют признания Дмитрия Набокова о том, что «Оригинал Лауры» даже в неоконченном виде является лучшим, что создал писатель за шесть десятилетий литературной деятельности. С ним полностью согласен и американец Зоран Кузманович, один из самых авторитетных знатоков творчества Набокова. Профессор английского языка и литературы в одной из колледжей штата Северная Каролина и редактор журнала Nabokov’s Studies несколько лет назад в числе немногих избранных присутствовал при чтении Дмитрием отрывков из рукописи на конференции, проходившей в университете Корнелла.

Как ни странно, к решению уничтожить «Оригинал Лауры» сына писателя подталкивает не только завещание, но и судьба «Лолиты», автора которой обвиняли во всех смертных грехах. Западные критики, к примеру, три года назад, в год 50-летия «Лолиты», договорились до предположения, что в этом романе Владимир Набоков зашифровал… тайную связь со своим дядей. Дмитрий Владимирович опасается, что если опубликовать «Оригинал Лауры», его будет ждать точно такой же прием.

О своем решении Набоков сообщил в ходе электронной переписки Рону Розенбауму, литературному критику New York Observer и подтвердил его в телефонном разговоре с ним после Нового года. «Желание защитить «Лауру» от таких же издевательств лолитологов (критиков «Лолиты») заставляет его склониться к мысли, что рукопись необходимо предать забвению, – пишет Розенбаум в американском электронном журнале Slate».

Что касается многочисленных поклонников Набокова, то они разделились на два противоположных лагеря. Для одних история с рукописью оказывается сродни булгаковскому сюжету «Мастера и Маргариты». Они просят «пощадить» «Лауру» и говорят, что если бы автор действительно хотел уничтожить рукопись, то сделал бы это сам. В качестве иллюстрации своей мысли защитники приводят примеры Кафки и Вергилия, которые тоже просили после смерти уничтожить свои труды и просьбы которых, к счастью для человечества, их душеприказчики не выполнили. Оппоненты, однако, считают, что посмертное желание писателя должно быть выполнено.

"