Posted 22 января 2007,, 21:00

Published 22 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:56

Updated 8 марта, 08:56

Металл по разнарядке

22 января 2007, 21:00
Вчера в Англии были опубликованы на первый взгляд замечательные цифры: за два года количество исторических находок там увеличилось почти на 45%, при этом 506 раритетных экспонатов поступили из частных рук. Однако эти данные профессиональным историкам и министерским сотрудникам внушают не столько радость, сколько серьез

Британский министр культуры Дэвид Лэмми назвал добровольцев, которые приносят в музеи найденные экспонаты, «невоспетыми героями национального наследия». Столь высокие отзывы получили «самопальные археологи», которые передали государству, например, клад, состоящий из 21 браслета времен викингов, или бронзовую статуэтку собаки раннего Средневековья. Удивительно, что буквально год назад те же министерские работники метали громы и молнии в сторону «черных» археологов, которые выбрасывают на рынок ценнейшие экспонаты древних культур. Выносилось даже постановление приравнять продажу металлоискателей к правилам оружейной торговли – лишь по особым разрешениям особо проверенным людям.

Битва с металлоискателями оказалась проигранной. Создать свой металлодетектор может любой программист, причем самопальные конструкции зачастую намного лучше промышленных. Сегодня британское правительство избрало другую форму охраны наследия – оно всячески поддерживает самодеятельные объединения и археологов-волонтеров. В связи с этим изданы три принципиальных правила: во-первых, металлоискатели для исследования почвы или строений применяются только с официального разрешения владельцев земель (если земли государственные – государства), во-вторых, отведены специальные участки, где возможно работать «непрофессионалам» (особо привлекательны берега Темзы и земли графства Кент), в-третьих, все находки надо предъявить властям, и те из них, которые окажутся не слишком ценными, останутся у владельцев.

В принципе все эти правила действовали и раньше, однако не получали широкую огласку. Сегодня в Англии быть «черным» археологом даже почетно. Этот опыт – от войны к миру – вполне можно было бы применить и в России, где археологические работы фактически пущены на самотек. Нет ни четких охранных зон, ни правил раскопок, ни методов борьбы с кражами археологического наследия. Впрочем, в нашем министерстве до сих пор не могут разобраться с принадлежностью памятников, которые находятся на земле, не говоря уже о тех, что под землей.

"