Posted 21 декабря 2011,, 20:00

Published 21 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:07

Updated 8 марта, 06:07

Живая древность

Живая древность

21 декабря 2011, 20:00
В Пятом дворе Главного штаба открылась выставка «Древности Геркуланума», организованная Государственным Эрмитажем совместно со Специальным управлением археологического наследия Неаполя и Помпей. Она стала первой масштабной экспозицией, открытой в отреставрированных помещениях Главного штаба. Стеклянный купол двора, лес

Римский город Геркуланум стал жертвой Везувия и оказался стерт с лица земли после извержения вулкана 24 августа 79 года нашей эры. Своим именем город обязан легендарному Гераклу, основавшему его, согласно преданию, после совершения десятого подвига. Геркуланум разделил печальную судьбу с другим римским городом – Помпеями, последний день которых живо и реалистично запечатлен на полотне русского живописца Карла Брюллова.

С исторической точки зрения Геркулануму «повезло» больше собрата, где волею имперских чиновников проводились раскопки, имевшие целью извлечение материальных ценностей. Толщина и плотность почвы сохранили великолепные архитектурные творения одного из самых утонченных римских городов нетронутыми вплоть до 1738 года, когда раскопки были начаты по инициативе короля Неаполя Карла III Бурбона.

«Петербургский зритель впервые увидит воочию столь знаменитые античные памятники, уникальные фрески, воспроизведенные во всех учебниках по античной культуре и античному искусству, – рассказала корреспонденту «НИ» один из кураторов выставки заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа Анна Трофимова. – Сам же Петербург – город, рожденный мечтой о Риме, имеет благодаря работе в нем итальянских зодчих прекрасное античное собрание, что делает населяющих его людей особенно чувствительными к античному наследию».

В выставочном пространстве предпринята попытка воссоздания Августеума (другое название Базилика) – главного здания древнего города, предназначавшегося для церемоний императорского культа. Реконструкция стала возможна благодаря документам (план и виды интерьеров), разработанным руководителем раскопок французским военным инженером Пьером Барде де Вильневом.

В центре экспозиции поражающие воображение гигантские статуи Августа и Клавдия. Скульптуры подобного размера выставляются в Эрмитаже впервые, и это стало реальностью в связи с тем, что в ведение Эрмитажа поступили Главный штаб и его дворы.

Потрясающие фрески (римские копии 60–70-х годов н. э. с древних греческих оригиналов), явившиеся культурным шоком для европейской цивилизации конца XVIII века, отображают мифологические сюжеты в прямом смысле слова выпукло и зримо. Отчаявшаяся Медея – мать, поднявшая руку на собственных детей, неуязвимый Ахилл и его наставник кентавр Хирон, отважный Тезей, как ожившие иллюстрации старинных книг, где описаны то ли реальность, то ли вымысел. Сложно поверить, что эти фрески созданы две тысячи лет назад: их совершенная красота и нетленность словно напоминание об иллюзии постоянства и о конечности бытия. Эти чудом сохранившиеся «осколки» былого украшали цветущий, многонаселенный город, который казался его жителям неизменным и вечным, но исчез волею рока в один день.

"