Posted 21 декабря 2009,, 21:00

Published 21 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:22

Updated 8 марта, 07:22

«Волчок», фон Триер и Янковский

«Волчок», фон Триер и Янковский

21 декабря 2009, 21:00
Вчера вечером состоялось вручение Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2009 год. Лучшим фильмом и лучшим дебютом признан «Волчок» Василия Сигарева, лучшей актрисой в главной роли – Наталья Негода («Бубен, барабан»), лучшим актером – Олег Янковский («Царь»). Приз за лучшую режиссуру присужден Але

Несмотря на острые разногласия между Гильдией кинокритиков и руководством Союза кинематографистов, торжественная церемония раздачи слонов в третий раз подряд прошла в Центральном доме кино. Конферанс обеспечили телеведущий Давид Шнейдеров и актриса Ирина Рахманова, язвительно прошедшиеся по новой системе распределения господдержки кинематографа и устроившие шутливую перепалку по гендерным вопросам: почему Михаил Ефремов не рассматривался в качестве лучшего исполнителя главной женской роли (в фильме «Кошечка») и какова главная роль женщины за пределами кинематографа?

Лучшим анимационным фильмом критики признали «Пудю» Софьи Кравцовой по рассказу известного детского писателя Бориса Житкова, мотивировав свое решение тем, что картина заставила членов экспертного совета премии впасть в детство. Лучшим документальным фильмом названа «Революция, которой не было» Алены Полуниной – драматический рассказ о молодежной политической оппозиции, привлекший экспертов своей остротой и критической наблюдательностью. Столь же острый игровой фильм Павла Бардина «Россия-88» был отмечен специальным призом «Событие года».

«Белого слона» за лучшую женскую роль второго плана в третий раз (!) получила Анна Михалкова, блестяще сыгравшая дочь главного героя в «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова. Такую же награду за аналогичную мужскую роль (офицера милиции в «Сказке про темноту» Николая Хомерики) унес со сцены Борис Каморзин, тем самым ставший двукратным лауреатом премии.

Приз за лучший сценарий достался Алексею Мизгиреву («Бубен, барабан»), неожиданно опередившему таких мэтров, как Юрий Арабов («Чудо» и «Полторы комнаты») и Александр Миндадзе («Миннесота»). Лучшим оператором назван Алишер Хамидходжаев («Сказка про темноту»), взявший слона со второй попытки (в прошлом году он был номинирован за «Бумажного солдата»). Лучшая музыка, по мнению экспертного совета, прозвучала в «Кислороде» Ивана Вырыпаева, а лучшая работа художников (Владимира Гудилина и Юрия Фоменко) была обнаружена в «Стилягах» Валерия Тодоровского.

При выборе лучшего иностранного фильма в российском прокате сказалась неизбывная любовь кинокритиков к главному провокатору мирового кино Ларсу фон Триеру – его скандальный «Антихрист» собрал наибольшее число экспертных голосов.

Несомненным фаворитом «Белого слона» стал продюсер Рубен Дишдишян («Централ Партнершип») – его имя значится в титрах пяти номинированных фильмов. Чаще встречается только название «Министерство культуры РФ».

Почетный приз имени основателя премии кинокритики и кинопрессы Мирона Черненко единогласным решением экспертов был отдан классику нашей анимации Андрею Хржановскому, решительно вступившему на сопредельные территории игрового и документального кино («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»).

На церемонии было отмечено, что 2009 год стал одним из самых бурных за всю историю отечественного кинематографа во внутриполитическом смысле и весьма разнообразным в художественном плане. Среди сотни выпущенных на экраны фильмов есть картины всех жанров – исторические тяжеловесы вроде «Тараса Бульбы», фантастические антиутопии («Обитаемый остров»), боевики, комедии, мелодрамы, триллеры, фильмы для детей, для верующих и для ценителей киноискусства. В то же время утвердило свои эстетические позиции новое поколение российских режиссеров, исследующих современную жизнь вне жанровых условностей – почти все они представлены в номинациях «Белого слона». Всерьез не хватает российскому кино только зрителей и умной политики в области производства и проката. Да еще страшит грядущий год, в котором скажутся последствия недофинансирования кинематографа в истекающем году.

"