Posted 21 декабря 2006,, 21:00

Published 21 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Эльдар Рязанов: "Талант изображает жертву и продается""

Эльдар Рязанов: "Талант изображает жертву и продается""

21 декабря 2006, 21:00
Эльдар РЯЗАНОВ снял картину "Андерсен. Жизнь без любви".Наш корреспондент Веста Боровикова узнала у режиссера о подробностях кинопроцесса, и не только.

– Что вас удивило, когда вы изучали биографию этого великого датского сказочника?

– Меня однажды удивила искусственная челюсть, которую я увидел в Оденсе, в музее Андерсена, среди экспонатов. Я подумал – какая все-таки разница менталитетов у нас и, скажем, у датчан. Вы можете представить подобный экспонат в музее Пушкина или Достоевского? А у них это нормально. Потому что это правда.

– А в вашей картине этой правды много?

– Очень много. Но, кроме меня, никто не знает, где она начинается и где заканчивается.

– Вашим соавтором был Ираклий Квирикадзе. Как вы писали сценарий?

– Мы сидели друг против друга и писали вместе. Потом расходились в разные стороны и писали отдельно. Затем обменивались и правили то, что написал другой.

– Это не вызывало ссор?

– Напротив. В результате этой работы мы подружились. Он подключился к работе позже, но вклад его неоценим. Он человек одаренный и очень неординарный.

– Скажите, Андерсен действительно прожил страшную жизнь?

– Да. Моя картина правдива. У него была голодная несчастная бедность. Никогда не было своего дома. Он жил приживалом всю жизнь. И привык к этому. И даже в конце жизни, когда у него было достаточно денег, чтобы построить свой дом, он этого не делал. Последние пятнадцать лет он прожил в еврейской семье Мельхиоров, которые его обожали, любили, холили и нежили. Его мама действительно к концу жизни сошла с ума и была алкоголичкой. Его дедушка действительно был сумасшедшим. «Тараканы» были и в нем самом. Он остался девственником и ездил в путешествия с длинной веревкой. И когда его спросили: «Зачем вы возите эту веревку?», он ответил: «А если случится пожар? А я буду на втором этаже? Как я спасусь без веревки?» Андерсен был очень неоднозначным человеком. Но главное – он, вынеся огромное количество унижений и оскорблений, не озлобился и писал добрые сказки. И был гением. Эта картина – попытка понять его и показать таким, каким он был на самом деле, а не панегирик или развенчание.

ГЕРОИ ФИЛЬМА «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»

– Вы давно хотели снять эту картину. Что мешало?

– Замысел возник в восьмидесятых годах, и я хотел, чтобы Андерсена сыграл Смоктуновский. Но тогда этого не случилось, потому что историю с желтой звездой, которая есть в фильме, просто зарубили бы и сценарий не пропустили: был государственный антисемитизм, которым пропитался весь Советский Союз. А без нее, без этой истории, мне картину было делать не интересно. Потому что один из главных смыслов этой картины – тот, что нация, которая была так же настроена к евреям, как и многие другие, отчасти в силу добра, которое несли сказки Андерсена, переменилась до такой степени, что во время Второй мировой войны в Дании не погиб ни один еврей.

– А если бы Андерсен родился не много-много лет назад в Дании, а сегодня и в Москве? Нищим сиротой, с умом и талантом?

– Я бы ему не позавидовал. Он был очень ранимым человеком. Если бы он прочитал хоть десятую долю ваших рецензий, я думаю, он бы покончил жизнь самоубийством.

– А если серьезно?

– Если серьезно? Если человек рождается с умом и талантом, то во многом он обречен. Еще Пушкин сказал: «Догадал же меня черт с умом и талантом родиться в России!» Не могу сказать этого про другие страны. Я работал здесь. Я знаю, что если там надо высовываться, то у нас – наоборот, не надо. Талантливому человеку, если он принципиален и не ставит талант на продажу, в России всегда было трудно. Если же человек талантлив и продажен, что часто бывает, то ему жить значительно легче и приятнее. Он изображает жертву, продается и имеет хорошие дивиденды, хотя что это такое, я не знаю.

– Как вы определяете, получилось у вас кино или нет? Если плачете, когда смотрите, то получилось?

– Нет, я не плачу. У меня другой критерий. Если у меня мороз по коже пробегает, то значит, получилось.

– Вопрос, которым зададутся многие родители, – можно ли вести детей на ваш фильм?

– Я вам расскажу одну историю из жизни Андерсена. Года за полтора до смерти ему принесли эскиз его памятника. На нем он сидел и читал свою книжку в окружении детей. Андерсен спросил: «А при чем тут дети? Я писатель для всех». Поэтому я последовал его примеру. Дети тут ни при чем. Я снимаю фильмы для взрослых. Что касается Андерсена, то он сказал правду. Он считал себя романистом. Он написал полсотни романов и пьес, о которых сейчас никто не знает.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «АНДЕРСЕН. ЖИЗНЬ БЕЗ ЛЮБВИ»

– Вы видели этот памятник?

– Да. Детей убрали. Он сидит один. И читает книжку.

– Как вы считаете, сегодняшняя Москва добрее, чем та деревушка, где юного Андерсена после его дебюта на сцене раздели догола и окрестили девушкой?

– Не думаю, что Москва добрее. «Москва слезам не верит» – это страшная поговорка на самом деле. Потому что следующим вопросом будет: «Тогда чему она верит? Чем до нее можно достучаться?» Я думаю также, что и та деревушка, в которой родился Андерсен, не верила слезам. Скажу вам больше. Я думаю, что слезам верят только в сказках. Или в раю.

– А вы сами верите в рай?

– Нет. Я не верующий. Я с большим уважением отношусь к тем, кто верит, но мое детство пришлось на эпоху воинственного атеизма.

– Тогда что для вас оправдание жизни, если вы не верите в Бога?

– Оправдание жизни для меня – сама жизнь. Я живу ради жизни и ради работы. Ничего другого нет.

– Можно считать это вашим новогодним пожеланием?

– Самому себе – да. Нужно жить и работать.

СПРАВКА

Кинорежиссер Эльдар РЯЗАНОВ родился 18 ноября 1927 года в Куйбышеве (ныне Самара). В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Григория Козинцева). Работал в документальном кино, снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», а в 1956 году на киностудии «Мосфильм» снял новогоднюю комедию «Карнавальная ночь», которая принесла ему всесоюзную славу. На счету режиссера около 30 фильмов, причем практически все относятся к числу самых любимых народом. Среди них – «Гусарская баллада» (1962), «Берегись автомобиля» (1966), «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Ключи от спальни» (2003). Был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес и ряд книг, в том числе сборник стихов.
С 1979 года Эльдар Рязанов вел телепередачу «Кинопанорама», которую покинул в 1985 году по политическим соображениям, обвинив редакцию Центрального телевидения СССР в цензуре. С 2002 года возглавляет Российскую академию кинематографических искусств «Ника». Народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977 – за фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!») и Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых (1979 – за фильм «Служебный роман»). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1969, 1977), орденами Дружбы (1987) и «За заслуги перед Отечеством» третьей степени (1996), а также французскими орденами Почетного легиона и «Изящных искусств и литературы».

"