Posted 21 декабря 2006,, 21:00

Published 21 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:46

Updated 8 марта, 08:46

Дом, где тепло

Дом, где тепло

21 декабря 2006, 21:00
В канун Нового года в столице открылась Галерея Анастасии Чижовой. В экспозиции нового выставочного зала представлены работы известного современного художника Олины Вентцель – авторские интерьерные куклы ручной работы. То, что на Западе называют one-of-a-kind. Чтобы оценить масштаб этого события с точки зрения культурн

– Анастасия, первое, что представляется, когда слышишь словосочетание «интерьерная кукла»: огромные пространства, анфилады залов с высоченными потолками – Эрмитаж, одним словом. А ваша галерея совсем небольшая, нет ли здесь противоречия?

– По моим ощущениям, куклы, а тем более уникальные куклы, каждая из которых представляет собой отдельный волшебный мир, подразумевают некоторую камерность. И если поместить их в очередной выставочный мегамол, они там просто потеряются. Знаете, как говорят про вещи из дерева, что они «дышат»? Так вот если проводить аналогию, то, мне кажется, куклы могут «дышать» только в соответствующей среде – небольшом, по-домашнему уютном пространстве. Ну и, конечно, немаловажно, чтобы это пространство было достойно их.

– Задумывая открыть галерею, вы уже знали, что это будут куклы, или такое решение появилось позже?

– Это такой же неразрешимый вопрос, как и то, что было сначала – яйцо или курица (смеется). Но если говорить серьезно, то, наверное, отправной точкой всей этой истории стали куклы Олины Вентцель. То, что вы видите здесь, в галерее, это лишь малая часть ее работ, но даже в этом случае совершенно очевидно: Олина Дмитриевна – больше, чем художник, она похожа на кропотливого историка, который через свои работы заново пишет историю человечества. Вымышленную ли, настоящую ли – не имеет значения. Это совершенно особенный мир, где соседствуют Оле-Лукойе и Шахерезада, Александр Сергеевич Пушкин и Уинстон Черчилль. Созерцание кукол Вентцель подобно чтению волшебных сказок. Ну а как можно не любить сказки? Наверное, это очарование работами Олины Дмитриевны и легло в основу желания открыть галерею, то есть поделиться с другими людьми светом и радостью, которых так не много в нашей жизни.

– Но это ведь не первая кукольная галерея в Москве…

– Да, как таковые кукольные галереи есть, но мы подошли к этому с другой стороны: наша галерея – сама по себе артефакт, место, где спокойно, тепло и уютно, где заканчивается серый мир с его свинцовыми тучами и многокилометровыми пробками. И вот в этом мире живут прекрасные куклы. Куклы Олины Вентцель. Это их дом. Заметьте – Дом, а не магазин. И я уверена, что любой наш гость обязательно это почувствует.

– Это форма, а содержание?

– Когда речь идет о куклах, важно понимать: есть куклы-игрушки для детских забав, есть очень достойные интерьерные куклы, их не стыдно поставить у себя дома, а есть работы Олины Вентцель. По большому счету, это музейные вещи, и дело даже не в том, что каждая из них существует в единственном экземпляре, и каждый из этих экземпляров сделан вручную, просто они… живые. А это то, что нельзя симулировать – либо это есть, либо нет.

– И все же, возвращаясь к самой галерее. Камерная атмосфера имеет и свои негативные стороны, прежде всего это ограниченные возможности для посещения…

– Как я уже говорила, галерея – это дом, где живут куклы Олины Вентцель, их волшебный мир. Но как раз главная задача, которую мы ставим перед собой – показать это сокровище как можно большему количеству людей. И мы делаем все для того, чтобы это стало возможно. В конце мая в Пушкинском музее пройдет большая выставка работ Олины Вентцель «Ускользающая красота». Уже сейчас Олина Дмитриевна вместе со сценографами готовит эту экспозицию. К сожалению, сегодня я не могу рассказать об этом более подробно, но я уверена, что это будет абсолютно уникальный вернисаж. Как мне кажется, такого у нас в стране еще никто не делал.

– Это ближайшие планы…

– Да, это ближайшие планы, а осенью мы готовим большую выставку в Париже. Мы надеемся, что волшебное творчество Олины Вентцель, нетрадиционное представление данного вида искусства нашей галереей вызовет живой интерес у широкого круга парижской публики.

"