Posted 21 ноября 2012,, 20:00
Published 21 ноября 2012,, 20:00
Modified 8 марта, 05:17
Updated 8 марта, 05:17
«Я рисую вещи как они есть, я не комментирую, я делаю запись», – утверждал художник, населяя свои работы представителями артистической богемы, завсегдатаями притонов и кабачков, людьми самых разных занятий и социального положения. Не ограничиваясь передачей сугубо внешней индивидуальности, художник мастерски фиксировал психологическое состояние своих моделей, внутреннюю «подложку», придающую его работам непостижимую глубину и щемящее чувство сопричастности.
Французский постимпрессионист умер в родовом замке от алкоголизма и сифилиса, три года не дожив до сорокалетия. Планировал стать хирургом или спортсменом, но физическое увечье – перелом в подростковом возрасте обеих ног и остановка роста конечностей – поставило крест и на мечтах, и на занятиях, подобающих потомку старейшего аристократического рода. Он поселился на шумном и беспечном Монмартре и обессмертил его в своем творчестве.
Особую популярность Тулуз-Лотреку принесли плакаты, выполненные в литографической технике. Их было создано немного, около тридцати, но самобытность, непривычный размашистый штрих, особая цветовая гамма обеспечили художнику славу непревзойденного плакатиста. Литографий в наследии Тулуз-Лотрека значительно больше – около трех сотен. Хотя, если сравнить количество гравюр с количеством картин (737) или рисунков (5 тысяч), явный перевес окажется в сторону последних. Однако сам художник считал все техники равными и щедро выставлял печатную графику наравне с другими работами.
Экспозиция пестрит чудесными женскими образами: грациозная Джейн Авриль, пленительная Иветт Гильбер, полная очарования Мэй Милтон… Запечатленные на афишах, во время выступлений или в минуты одиночества они экспрессивны или трогательны, вызывающе чувственны или эмоционально опустошены. Работы окрашены грустным юмором, пронизаны теплотой, симпатией к изображаемым персонажам и подлинным участием. И «схваченная» словно врасплох «Сидящая клоунесса» Ша-Ю-Као кажется «оборотной» стороной бойкого канкана «труппы мадемуазель Эглантин». За пышными юбками и стройной ножкой, туго обтянутой чулком, прочитывается иллюзорность и конечность праздничного балаганного мира.
То есть все как в жизни. Или как в судьбе одной из самых любимых моделей Тулуз-Лотрека, хрупкой танцовщицы с грустными глазами Джейн Авриль, которую бросил отец, довела жестокими побоями до сумасшедшего дома собственная мать и которая, несмотря на головокружительную карьеру в «Мулен-руж», кончила свою жизнь в полной нищете… Впрочем, именно об этом написал и сам художник: «Я старался изобразить правду, а не идеал».