Posted 21 ноября 2011,, 20:00

Published 21 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:01

Updated 8 марта, 06:01

Висим рядком

Висим рядком

21 ноября 2011, 20:00
Менее пафосный и более остроумный проект, чем тот, что открылся в доках на Сене к юбилею СНГ, придумать было сложно. Международный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и галерея «Проун» вместо того, чтобы устраивать в Париже очередную ВДНХ, предложили европейцам оценить культурный потенциал Сод

То, что раньше служило речными доками недалеко от Аустерлицкого вокзала, сегодня превратилось в новомодный арт-центр. Сверкающий зеленым стеклом, этот образец модернизма намекает: Париж и в ХХI веке не желает расставаться со званием культурной столицы. Художники и кураторы осваивают его осторожно, частями. Тем более характерно, что в полупустом пространстве одного из уровней раскинулась выставка, тоже о некоем идеальном, концептуальном пространстве. О том, что есть кто-то и что-то «Рядом» (такое название проекта), но кто и что это, до конца непонятно даже самим соседям.

Архитектор Юрий Аввакумов создал дизайн экспозиции в традициях авангарда: своего рода «город-солнце», от центра которого расходятся «павильоны-лучи» (один – для прохода зрителей, другие одиннадцать – по числу стран СНГ). То, что центр этого города-содружества пустует, – особая интрига. С одной стороны, исчез очевидный «направляющий и руководящий вектор» – в былые времена тут возникла бы кремлевская башня. С другой, когда СНГ уже почти история, открылся обзор на все страны сразу. Стоит просто повернуться вокруг своей оси, чтобы охватить одним взглядом вереницу соседей: от Армении до Украины в алфавитном порядке.

Тогда и становится очевиден главный посыл проекта. Если перефразировать известный рекламный лозунг, окажется, что «мы вместе, потому что мы реально схожи». И сходство стран СНГ ничуть не меньшее, чем у государств Евросоюза, хотя зиждется совсем на других вещах. Не на перетекании евро. Речь, прежде всего, о культурных кодах: о перетекании знаков, образов, идей и художественных кадров. Обмен не ограничивается только временем союза: он был до и останется после политики. Азиатские ковры и ткани – в русских картинах, русский авангард – на Украине, Белоруссии и в Киргизии.

Лейла Ахундзаде «Женщины. Стремление к совершенству».
Фото: СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Внутри каждого из «лучей-павильонов» свое движение. Вот казах Саид Атабеков переносит расхожую символику (звезды, серп-молот, крест и полумесяц) на традиционные одеяла с орнаментами-огурцами из юрты (он, между прочим, представлял Центрально-Азиатский регион на Венецианской биеннале). А неподалеку азербайджанец Тарлан Горчу создает «Ковер-самолет», копируя для него «узор» со штрих-кода реального самолетного билета. Вообще обилие узоров и орнаментов всех сортов и видов – они цементируют все сооружение.

Куратор выставки Марина Лошак попыталась объединить, казалось бы, две разнонаправленные традиции. Актуальное искусство (которое, как известно, сплошь глобализировано) и некие тренды (если угодно, «фишки»), отличающие каждого из «соседей». И тогда сам собой проект «вырулил» на разговор об авангарде и неофольклоре. То и другое оказалось вариантом одной истории: поиск единства ведет к глубоким основам культуры, залегающим так далеко, что о белорусах, украинцах или русских (то же самое о народах Азии и Кавказа) говорить вообще не приходится. Не случайно, например, камертоном искусства России выступают инсталляции Франциско Инфанте с цветными прямоугольниками, выложенными на снегу среднерусской равнины (Малевич тут или вышивка – сразу не поймешь). Молдавская художница Татьяна Федорова решила перенести почти те же абстрактные коллажи на сумки челноков – жизнь на колесах и в переездах нуждается в более мобильном фоне. Наконец, уже упоминавшийся Тарлан Горчу «раскладывает» узоры ковра-гянжа до такой степени, что опять выходит супрематическая абстракция. И тут ХХ век пожимает руку совсем уже тысячелетней архаике.

Одна из самых неожиданных черт проекта «Рядом» его неофициозность, трезвость и искренний юмор. Видимо, мы дожили до того момента, что перестали друг перед другом (и перед Европой) хорохориться. Алексей Кострома из России «выращивает» пальмы – обклеивает перьями орудия крестьянского труда серп и косу. Валерий Руппель, представляющий Киргизию, делает «запасные органы». Потому что прежние печень с желудком с трудом выдерживают тяжелую азиатскую кухню (инсталляция «Куурдак»). Не это ли мечта о реальной силе искусства?

На выставке возникает большое искушение сопоставить и даже противопоставить СНГ и Евросоюз. Содружество и впрямь было куда пестрее и по-восточному разнообразнее (чего стоит только Туркменистан, где главный объект современного искусства – беспристрастно сфотографированные золотые статуи вождя). Но итог и урок, кажется, в другом. Как и о воде вспоминают, когда пересыхают колодцы, так и о единстве культур заговаривают тогда, когда единство вот-вот утратится. А собственно, с этого и стоило начинать.

"