Posted 21 ноября 2010,, 21:00

Published 21 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:32

Updated 8 марта, 06:32

Стихи, так и не ставшие гимном

Стихи, так и не ставшие гимном

21 ноября 2010, 21:00
Один из самых остроумных российских писателей не часто балует своих почитателей личным общением. Исключением стала нынешняя встреча в рамках проекта «Литературная среда» в театре МОСТ. На этих вечерах зрители, по словам режиссера театра Евгения Славутина, встречаются с теми людьми, которые определяют «глубинный смысл н

Еще до начала вечера не только кресла, но и проходы небольшого зала были заполнены зрителями, среди которых были и актеры МОСТа. Представил Владимира Войновича художественный руководитель театра Евгений Славутин, который рассказал о том, что главной опорой студенческого театра всегда была серьезная литература. Действительно, ведь именно театр МГУ (откуда родом МОСТ) в свое время первым поставил произведения Венедикта Ерофеева, Татьяны Толстой, Нины Садур и многих других авторов, ставших сегодня классиками. В их числе и Владимир Войнович, который дебютировал на университетских подмостках с инсценировкой рассказа «Хочу быть честным». Как сказал писатель, спектакль ставился еще в то время, когда «были молодыми бабушки и дедушки сидящих в зале». Кстати, эта постановка была важной не только в биографии Войновича, но и в биографии Марка Захарова, который делал только первые шаги в режиссуре, но представил крайне оригинальную трактовку этого рассказа. Успех был столь широк, что Войнович занялся драматургией и написал пьесу «Два товарища», которая в 1968 году была поставлена одновременно в двух театрах – в Центральном театре Советской армии и Театре Маяковского. А вскоре Андрей Гончаров (главный режиссер «Маяковки») предложил Войновичу написать одноактную пьесу. Однако сотрудничество не сложилось, как и взаимоотношения писателя с советской властью. Но позже в эмиграции он вспомнил об этом замысле и все же написал пьесу-водевиль «Фиктивный брак».

На встрече со зрителями Войнович предложил актерам театра сыграть эту пьесу «с листа». И хотя актеры (Алексей Нестеренко и Людмила Некрасова) назвали предложение Владимира Николаевича чистейшей авантюрой, тем не менее согласились на эксперимент. Мини-спектакль вызвал восторг зрителей, а сам автор благосклонно прокомментировал: «Пьеса сыграна хорошо, осталось только текст выучить». Напрасно перед началом Владимир Николаевич волновался, что некоторые реалии пьесы, написанной еще в 1970-е годы, будут непонятны сегодняшней публике. Во-первых, в памяти многих еще живы картины жизни тех лет, а во-вторых, тонкий юмор и едкая ирония, присущие произведениям Войновича, устареть не могут в принципе.

«Как всякий прозаик, я начинал со стихов, – рассказал Войнович во второй части вечера. – Кстати, когда я приехал в Москву, мне было 24 года. Я был начинающим поэтом, писал стихи, ходил с ними по редакциям, где мне их регулярно возвращали с соболезнованиями. А когда в 1960 году у меня приняли к печати в «Новом мире» первую повесть, я бросил писать стихи, и ровно двадцать пять лет стихов не писал. В 1985 году я жил уже в эмиграции в деревне под Мюнхеном. И как раз ровно через 25 лет, после того как я написал последнее стихотворение, ко мне в эту деревню приехал мой товарищ Булат Шалвович Окуджава. Прямо 9 мая, как с неба свалился! А это, кстати, не только День Победы, но и его день рождения. Я был счастлив. Он решил у меня поселиться, но дело в том, что ему местные коммунисты приготовили номер в гостинице «Шератон». И он мне говорит: «Давай поедем вместе, откажемся от номера, и я у тебя поживу». Мы приезжаем туда, а там целая коммунистическая делегация города Мюнхена. Они, видимо, ждали его целый день, а может, и два. Секретарь их парторганизации был настолько потрясен, что советский поэт Окуджава водится с таким антисоветским элементом, как я, что после этого стал антикоммунистом. А я был так тронут приездом Окуджавы, что, когда он уехал, я вдохновленный этой встречей, написал стихи. Это было подражанием песне Окуджавы «Я эмигрант с Арбата». Я написал: «Я никого не трогал, лишь повести кропал, но с отчего порога был изгнан и попал за дальние пределы на чуждые пиры, но где-то конь мой белый гуляет до поры…»

В завершение встречи Владимир Войнович представил публике написанную им несколько лет назад версию гимна России. В свое время эти стихи Войновича среди прочих вариантов были даже предложены к утверждению в Думе, но в финал, как известно, вышел очередной текст Сергея Михалкова.

"