Posted 21 октября 2015,, 21:00

Published 21 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:10

Updated 8 марта, 03:10

Женское дело

Женское дело

21 октября 2015, 21:00
Картину «Мустанг» – призера каннского «Двухнедельника режиссеров», также собравшего коллекцию призов на других международных киносмотрах, от Сараево («Лучший фильм» и «Лучший актерский ансамбль») до Сахалина (Гран-при и Специальный приз жюри актрисам) и Одессы (Гран-при и лучший режиссер – Дениз Гамзе Эргювен), – можно

Недавно стало известно, что Франция выдвигает картину Дениз Гамзе Эргювен на премию «Оскар». «Мустанг» – копродукция четырех стран – Франции, Германии, Турции и Катара. Режиссер (это ее первый полнометражный фильм), турчанка по происхождению, окончила престижную парижскую киношколу FEMIS, она является гражданкой Франции. Большая доля участия в бюджете в 1 млн. 300 тыс. евро – вложена именно французской стороной.

Эта во многом автобиографическая история, эмоционально тронувшая как мировую прессу, так и зрительскую аудиторию, – дань корням Эргювен, родившейся в Анкаре и сейчас делящей свое время между двумя родинами – Турцией и Францией. Предвестником «Мустанга» можно рассматривать дипломную работу турчанки, 19-минутную «Каплю воды», так кстати показанную сейчас в программе «Прототипы» на «Уикенде короткого метра 2morrow». Дениз Гамзе Эргювен сама и сыграла в «Капле воды» главную роль свободолюбивой девушки, выступающей против патриархальных родственников. Имя героини – Лале. И так же зовут самую юную героиню «Мустанга», ту, что была вынуждена рано повзрослеть. Эта девочка, сыгравшая самую младшую из сестер, может стать большой актрисой.

…Начало лета, окончание школьных занятий, деревенька на севере Турции, в тысяче километров от Стамбула. Эта географическая удаленность важна в контексте драмы о пяти сестрах, ставших пленницами в доме родственников.

Сестрам примерно от 12 до 16 лет, они еще беззаботно резвятся на берегу моря с одноклассниками, отмечая окончание школьного сезона и наступление лета. Но достаточно косого взгляда соседей, и рождаются злословие и сплетни. Девочки после гибели родителей живут под опекой бабушки и дяди, которые оказываются консерваторами в самом примитивном смысле и обвиняют сестер в распутстве и прочих грехах.

Вспоминается наш давний фильм «А если это любовь?» Юлия Райзмана, в 1960-е вызвавший острую полемику в советском обществе. И там тоже было ханжество и грубое вмешательство взрослых. В турецкой драме то, что для современного европейского человека является мракобесием, – дань традиции. Отсюда и приводы к врачу (проверка на девственность), и приготовления к принудительным свадьбам, и уродливые мешковатые платья вместо девичьих легких нарядов. Как пестрых красивых бабочек будто заматывают в кокон, так поступают с героинями родственники. Жизнь юных сестер в корне меняется после той прогулки с одноклассниками на морском берегу. Дом превращают в тюрьму, телефоны-ноутбуки – под замок, начинаются хождения сватов. Лишь старшей повезет выйти замуж за любимого парня, с которым она раньше встречалась. Участь остальных – бесправие, которое зовется традиционной турецкой семьей.

Естественный феминистский посыл Эргювен объясним тем, что во Франции режиссер-турчанка не должна была опасаться за свою национальную самоидентификацию. Ее взгляд на женский вопрос в современной Турции – это взгляд современной образованной женщины, получившей образование в Европе.

И чувствуется, что режиссер и камера любуются своими жизнелюбивыми героинями, чью сексуальность и волю к свободе нельзя просто уничтожить.

Пятерых героинь режиссер искала почти девять месяцев. И результат покорил и видавших всякое фотографов на красной дорожке Каннского фестиваля. Юные актрисы очаровали всех гостей фестиваля.

Девушки невероятно органичны и красивы, их волосы развеваются на ветру («Мустанг» – это дикая лошадка, ее темперамент должен быть ярким, непокорным», – говорит Эргювен), они сами уподоблены ветру, для которого нет преград. Музыка Уоррена Эллиса (соратника Ника Кейва) добавляет объемности сюжету.

Борьба сестер за свое право жить не по средневековым законам развивается драматически. И недаром «Мустанг» был назван турецким вариантом «Девственниц-самоубийц». У Софии Копполы тоже поэтические сцены были связаны с пленницами в собственном доме, с чувством первой любви. Но все же столь трагического финала, как у Копполы, в «Мустанге» удалось избежать.

Побег, которого так ждет зритель, произойдет, и вместе с Лале «Мустанг» выйдет на иную дорогу. Где, хочется верить, усилия юной героини и ее привычка рассчитывать на собственные силы будут вознаграждены судьбой.

"