Posted 21 октября 2014,, 20:00

Published 21 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

Прекрасная ясность

Прекрасная ясность

21 октября 2014, 20:00
Предполагается, что критику, в том числе критику театральному, надлежит быть беспристрастным судьей, добру и злу внимать равнодушно, не оспаривать глупца и вообще, подобно настоящему судье, сколь возможно отвлечься от своей личности и выносить свои приговоры в строгом соответствии с буквой закона. Однако законы в искус

Можно с уверенностью назвать Ольгу Егошину, только что выпустившую превосходную книгу о режиссерской судьбе Льва Додина, «человеком Малого драматического театра». Она давно крепко связана с додинским театром, ездит на все его премьеры, сидит на репетициях, общается с актерами и самим мастером. И в результате создает одну из лучших театральных книг последних лет – «Театральную утопию Льва Додина». Не вполне убежден, кстати, что автором выбрано правильное название: утопия – нечто принципиально неосуществимое или по крайней мере неосуществленное. Воплощенная утопия – оксюморон, сочетание несочетаемого. А все дело в том, что грандиозная театральная идея Льва Додина, к нашему счастью, именно что воплощена, и это с неопровержимостью демонстрирует книга Егошиной. Театральная утопия воплощена в блистательной серии спектаклей – от эпической мощи «Братьев и сестер» до страстной виртуозности недавней постановки «Коварства и любви». Книга не только развертывает перед нами галерею портретов додинских спектаклей, сохраняя для современников и потомков смысл и сценическую материю произведений, созданных Додиным и его актерами. Не только описывает тернистые пути реализации старой русской идеи Театра-Дома – феномена уникального, противостоящего всему духу и складу нашего времени. Но – и это особенно важно – чертит линии судьбы режиссера в драматических связях-отталкиваниях с общей судьбой России и русской культуры, суть которых в искусстве МДТ выражена с предельной полнотой и ясностью. Кроме всего прочего, эта книга – достоверный документ нашей истории последних десятилетий.

Конечно, книга Ольги Егошиной – плод любви к этому театру и его создателю. Но это строгая и требовательная любовь, в ней нет ни следа дамской восторженности, столь распространенной в сочинениях наших критиков обоих полов. Ни малейших стилистических завитушек, никакой словесной эквилибристики. Стиль мысли и письма тут исполнен изящества и простоты, даже когда речь идет о вещах сложнейших. Это тот случай, когда критик действительно, по слову Станиславского, любит «искусство в себе, а не себя в искусстве».

Жаль, что в книгу не вошел последний шедевр Додина, его постановка «Вишневого сада»: когда вышла премьера, книга, насколько я знаю, уже была готова к печати. Ну что же – за творцами, переживающими время расцвета, как переживает его Лев Додин, попросту не угонишься.

О «Вишневом саде» Ольга Егошина написала для «Новых Известий», где одна за другой появляются ее статьи о театре – пример прекрасной ясности, скрытой страстности и спокойной трезвости взгляда.

"