Рус
Eng
Памятники «полезной деятельности»

Памятники «полезной деятельности»

22 октября 2012, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
Гаральд Боссе – выдающийся архитектор, ведущий представитель эклектики, сделавший неоценимый личный вклад в формирование концепции «рациональной архитектуры». Двухсотлетие со дня его рождения Музей Академии художеств отмечает выставкой архитектурной графики юбиляра. Вместе с тем нынешняя экспозиция – первый персональны

Боссе родился в Риге в семье профессора живописи. Учился в Дрездене, в Дармштадте прошел четырехлетний курс архитектуры. Обосновавшись в Петербурге, начал с работы чертежника в мастерской профессора архитектуры императорской Академии художеств Александра Брюллова. Именно от Академии художеств получил в дальнейшем звания – свободного художника, академика, профессора... С Северной Пальмирой связаны и наиболее плодотворные годы творческой деятельности зодчего. В Петербурге и его окрестностях по проектам Боссе построены десятки зданий (особняки, виллы, дачи, доходные дома), в том числе два признанных архитектурных шедевра – великокняжеские дворцы в Знаменке и в Михайловке.

И сегодня Северная столица может похвастаться воплощенными в камне идеями и поисками архитектора. Так, на 4-й линии Васильевского острова до сих пор стоит (хотя и перестроенный в советское время) его собственный дом, который стал одним из первых образцов внедрения в архитектуру городских особняков новых приемов объемно-пространственной композиции, применяемых в практике дачного строительства. Дом Пашкова на Литейном проспекте – первый пример использования в архитектуре петербургских особняков обнаженной кирпичной кладки. Особняк князя Кочубея на Конногвардейском бульваре – живая иллюстрация эволюции безордерной разновидности неоренессанса. Словом, и для Петербурга XXI столетия все так же актуальны слова, написанные в 1861 году рецензентом «Архитектурного вестника»: «Постройки, возведенные Боссе, остаются памятниками его полезной деятельности, его творчества и глубокого понимания архитектурного искусства».

Необычность эстетики (асимметрия, многоликость художественного образа) и комфортабельность планировки – отличительные черты создаваемых Боссе интерьеров. Талант блестящего рисовальщика, которым Гаральд Эрнестович, бесспорно, обладал, проступает в полупрозрачных акварельных набросках, свободном «полете» линий. Рефлексию же при посещении экспозиции вызывают просмотр эскизов зданий, «не доживших» до нашего времени, знакомство с проектами, которым по разным причинам было не суждено реализоваться.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter