Posted 21 октября 2004,, 20:00

Published 21 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Лавка забавных ужасов

Лавка забавных ужасов

21 октября 2004, 20:00
В новом высокобюджетном фильме «Чужой против Хищника» американские мастера экрана столкнули лбами две расы фантастических монстров. Чтобы сделать жанр ужастика снова популярным, картину напичкали всевозможными компьютерными эффектами. Однако добиться главной цели – напугать зрителя – им так и не удалось: публика за сто

«Чужого», как и «Хищника», долго ждали поклонники по всему миру. «Хищника» ожидали почти пятнадцать лет, с тех пор как в 1990 году, после выхода второй части про инопланетного гостя, Арнольд Шварценеггер отказался от участия в продолжении сериала. А о «Чужом-5» поговаривал Джеймс Кэмерон («Титаник», «Терминатор»), но контракт долго не подписывал, и проект был похоронен. Фильм «Чужой против Хищника» нельзя считать ни пятым «Чужим», ни третьим «Хищником» – их практически ничто не связывает со знаменитыми ужастиками. Только компания-производитель («XX век Фокс»), образы красавцев-монстров, да еще голливудская мода на киносериалы.

Этот фильм (как и прошлогодний «Фредди против Джейсона») – из новых развлечений Голливуда: столкновение на одной съемочной площадке персонажей всем известных, но независимых друг от друга картин. Сдается, не пройдет и года, как лос-анджелесские продюсеры сведут в неравном бою, например, Белоснежку и черепашек ниндзя или Ганнибала Лектора с Оменом в Таинственном лесу.

«Чужой» без Сигурни Уивер и «Хищник» без Шварценеггера так же неполноценны, как наш «Шерлок Холмс» без Василия Ливанова и Виталия Соломина.

Режиссер Пол Андерсон – бывший компьютерщик, и это дает о себе знать: практически все действие фильма разворачивается в темноте, словно это какой-то «Дюк» или «Дум». А в главной схватке (кстати, она происходит на втором часу картины, и к этому времени большая часть зала уже погружена в сладкую дрему) вообще невозможно разобрать, кто же здесь Хищник, а кто Чужой. Саспенса в картине ноль, и это, пожалуй, главный недостаток фильма. На рекламу прокатчики не поскупились (на одном только фасаде Московского дворца молодежи висит впечатляющая растяжка размером с футбольное поле с портретами двух инопланетных «братьев»), но коммерческая завлекалка, как правило, работает только первые две недели проката. А пойдет или не пойдет фильм в народ, зависит уже от устной рекламы – от рекомендаций, которые зрители дают друг другу. Отзывы же о фильме Андерсона весьма разочарованные. Ждали продолжения «Чужого» и «Хищника», а получили нечто невнятное и малодинамичное.

И этот провал Пола Андерсона весьма симптоматичен.

Много ли можно вспомнить за последнее время выдающихся картин, чей жанр определен как «фильм ужасов»? Предлагаются всевозможные «Джиперс Криперс – 5…7…10», слабенькие ремейки «Техасской резни бензопилой» и в лучшем случае беспомощный американский «Звонок». И это рядом с динамичными и по-настоящему страшными восточными триллерами (достаточно вспомнить ту же серию «Звонков» Такаши Миике).

В Америке жанр ужастиков пребывает в стагнации. Его не спасают ни многочисленные пародии типа «Очень страшное кино» (вне конкуренции, конечно, «Семейка Адамс»), ни даже воскрешение таких, казалось бы, беспроигрышных героев, как Фредди, Джейсон, Чужой и Хищник.

Дело в том, что Голливуд в стремлении собрать в свои закрома все деньги мира окончательно разучился видеть разницу между искусством и пшиком.

Триллер – жанр, который заставляет нас содрогаться, вбрасывать в самих себя лошадиные дозы адреналина, нервно хватать соседа за локоть, а по ночам искать в своем шкафу или в ванной комнате жуткое чудовище. А фильм ужасов скорее утешение для любителей попкорна и развлечений в духе американских горок. И это две большие разницы, как говаривала тетя Соня из Одессы. Голливуд все строит и строит американские горки, забывая о том, что именно на их земле были когда-то рождены такие гениальные творения в жанре триллера, как «Дом Дракулы», первая «Техасская резня», «Дом на холме призраков», что именно здесь развлекались по-черному Уейс Кревен («Кошмар на улице Вязов»), Шон Кеннингем («Пятница, 13-е»), Джон Карпентер («Хеллоуин», который прославил на весь мир Джейми Ли Кертиса и Майкла Майерса).

Грань между фильмами ужасов и триллерами очень тонкая. Не случайно часто в каталогах триллеры Альфреда Хичкока называют фильмами ужасов (кстати, у «маэстро страха» самого была фобия – он боялся смотреть фильмы ужасов). А психологическую драму Стенли Кубрика «Сияние» по одноименному роману Стивена Кинга зачастую величают триллером.

В психологии существуют всего два вида страхозависимости: страх перед неизведанным и непостижимым, существование которого можно только фантазировать, и страх перед изученными, но страшными по своей сути фактами. Если основываться на этой классификации, то нас пугают в фильмах ужасов двумя разными способами. В первом случае – всевозможными «Чужими» и «Хищниками» вкупе с «Нечто», а также «Восставшими мертвецами», «Фредди Крюгерами», «Шестыми чувствами», «Адскими машинами» и «Другими». А во втором – Ганнибалами Лекторами, сумасшедшими стоматологами, дробящими черепушки бормашинами, а также страшными вирусами и болезнями (преимущественно шизофренией и паранойей) – в общем, всевозможными маньяками и явлениями, существующими в реальности. Так вот в первом случае это, как правило, герои и монстры фильмов ужасов, а во втором – триллеров. Все, что близко и знакомо или незнакомо, но очень хочет с нами познакомиться, леденит душу, а все, что далеко или вообще придумано, страшит лишь гипотетически. Альфред Хичкок писал: «Я хочу обеспечить публике благодетельный шок. Цивилизация отняла у нас способность непосредственно реагировать на что бы то ни было. Избавиться от омертвения и восстановить душевное равновесие можно только с помощью искусственных приемов, действующих на грани шока. Наилучшим образом эта цель достигается с помощью кино. Но я не желаю пользоваться противоправными действиями – заставлять зрителя трепетать перед несуществующей опасностью». Современный Голливуд пользуется как раз действиями противоправными. И пользуется довольно неумело.

Впрочем, в отличие от Голливуда россиянам вообще хвастаться нечем. Как ни плохи триллеры made in Holliwood, наш кинематограф не умеет и этого, ведь у нас жанр триллера отсутствует как таковой. Жутковатые «Десять негритят», много лет назад наделавшие много шуму, и мало кому известная «Феофания, рисующая смерть» – не в счет. Что же, Богу – Богово, а России – и впредь – счастливой жизни без своих «Чужих» и «Хищников».

"