Posted 21 сентября 2015,, 21:00

Published 21 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:31

Updated 8 марта, 03:31

Остров, где все не так

Остров, где все не так

21 сентября 2015, 21:00
В воскресенье на территории парка Музеон портал о культуре Colta.ru выстроил «Остров 90-х» – фестиваль кино, музыки, поэзии и моды первого десятилетия в истории новой России. На протяжении всего дня журналисты, писатели, историки и художники говорили о времени и о себе, пытаясь найти ответ на вопрос, чем же было для на

Девяностые сегодня превратились в миф с двумя противоположными знаками: кто-то называет их «лихими», вспоминая как скверное время нищеты и бандитизма, которое не должно повториться. Другая крайность – романтизация, сопровождаемая, в частности, скупкой в интернет-магазинах «наборов 90-х»: жвачки Love Is и пакетиков сока Yupi. На пике популярности у московской молодежи сейчас «рейвы» – сборища в заброшенных зданиях заводов и фабрик, дресс-код – лосины и «адидасы». Попса того времени вообще изучается ныне как культурный феномен, рок – как действительно андеграундная культура. Корни скуки по лихому времени вроде бы видны: ветер перемен девяностых годов покружил и затих, с необузданной свободой справиться не получилось; и вот мы имеем то, что имеем, потому и тоскуем по времени, когда все еще было возможно. Потому и молодые люди, наслушавшись рассказов о необузданной вседозволенности, хотят в девяностые. Кто-то говорит, что духовный подъем вел граждан бороться за свободу, кто-то говорит, что это была борьба за жизнь без дефицита и право есть колбасу каждый день; правду сейчас найти сложно, хотя прошло не так много времени.

Фактом остается то, что в дневное время по центральным каналам действительно могли показывать фильмы Феллини и Бергмана, а федеральные газеты позволяли себе публиковать стихотворные подборки. Значит, интереснейшим аспектом остается культура. О ней и говорили на «Острове 90-х».

В лектории, который расположился в летнем кинотеатре и в течение дня был переполнен слушателями, обсуждали музыку и арт, глянец и моду, новый язык и Интернет. Самой популярной оказалась лекция Линор Горалик «Как одевались в 1990-м: мода переходного времени» – рассказ о том, как одеваться, когда можно все, но нет ничего. Не обошлось и без участия коллекционера Александра Петлюры, чье известное дефиле PERE$TROIKA интересующиеся девяностыми уже видели на схожем проекте «Девяностые» в Центре Мейерхольда.

Медиа, которые в девяностые находились одновременно в стадии становления и – так уж получилось – расцвета, было посвящено несколько круглых столов с участием очевидцев процесса. О том, как делали первый «КоммерсантЪ», «Птюч», «ОМ», «Столицу», «Русский телеграф» рассказывали Игорь Шулинский, Леонид Злотин, Анна Наринская, Сергей Мостовщиков, Артемий Троицкий, Юрий Сапрыкин и другие. У слушателей был шанс полистать эти экземпляры журналов и газет, и самыми «ходовыми» оказались, конечно же, «Птюч» и «ОМ». «Уж если и возвращаются девяностые, то верните нам вместе с этим курсом доллара «Птюч», «Ом» и бешеные рейвы», – смеялись молодые люди в очереди.

Попытка рейва, кстати, тоже была: под куполом парка спокойную и буйную музыку девяностых играли известные московские диджеи Андрей Панин и Яна Жукова, а Ник Завриев обещал устроить такой рейв, как на «Гагарин party» – тусовке в павильоне «Космос» на ВДНХ в 1991 году. «Надо сказать, что «Гагарин party» было мероприятием эпохальным», – говорит Артемий Троицкий. – Это виделось как совершенно новая история. Если рок позиционировался как нечто интеллектуально-социальное, эстрада – как полное чмо, то рэйвы шли как гедонистическо-психоделическая альтернатива року. Психоделическая сторона была очень важна». Впрочем, посмотреть, удался ли рейв, практически ни у кого не вышло: конкуренции с артистом на главной сцене, выступавшим в то же время, он выдержать не смог.

Перед выступлением «АукцЫона» на «Острове 90-х» пели три молодые группы, сделавшие самые удачные, на взгляд редакции Colta, каверы на песни девяностых. Losing My Religion группы R.E.M. спела синти-поп-команда Tigerberry, про «Розового фламинго» Алены Свиридовой и «Танго-кокаин» Бориса Моисеева – гранж-рокеры «Дайте танк(!)», а «Фаину» группы «На-на» спели мхатовцы Post/a/Nova.

Наверное, среди читателей главного портала о культуре, интересующихся историей, нет людей, которые ни разу не слушали «АукцЫон» вживую. Видеть их на оупен-эйре очень непривычно – фестивали Федоров и ко не особенно жалуют своим присутствием, да и концерты группы – всегда такое камерное и личное представление, для которого требуется закрытое пространство. Спев «Огонь», «Хомбу», «Девушки поют», они не стали вводить публику в транс на композиции «Роган Борн», понимая, что на бесплатном концерте все ждут от них одного-единственного хита – речь о «Птице».

"