Posted 21 сентября 2015,, 21:00

Published 21 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:31

Updated 8 марта, 03:31

Церемония в Ротонде

Церемония в Ротонде

21 сентября 2015, 21:00
В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца проходит выставка «Сосуд вечной радости», демонстрирующая японские миниатюрные чайники из собрания Эрмитажа. 116 хрупких и прекрасных произведений керамики и фарфора хранятся в отделе Востока музея и впервые, в связи с нынешней экспозицией, выставлены на всеобщее обозрение.

В Японии сохранился старинный чайник, который так и называется – «Сосуд вечной радости» («Гикокан»). Для чайной церемонии приготовления и питья листового зеленого чая сэнтя было свойственно присваивание личных имен главным ее атрибутам.

На протяжении многих тысячелетий чай не был, как в наши дни, «бытовым» напитком, а использовался в лечебных целях, имел культовое и ритуальное значение. В Японию чай проник из Китая в VIII веке, а к XIV–XV векам стал неотъемлемой частью светской жизни с четко регламентированными правилами и детально разработанным реестром утвари для приготовления напитка.

Сэнтя – собирательное название для наиболее популярных сортов зеленого чая в Японии. Первыми ритуальное чаепитие сэнтя начали практиковать монахи буддийской школы Обаку. Распространение же зеленого чая среди буддистов Японии тесно связано с именем настоятеля монастыря Ванфуси мастера Ингэну (1592–1673), иммигрировавшего в Страну восходящего солнца в начале правления династии Цин в Китае. Основателем ритуала сэнтя считается ученый-конфуцианец и признанный поэт канси Исикава Дзёдзан (1583–1672).

Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Главным «героем» ритуала, связанного с питьем сэнтя, широко распространившегося к концу XVIII – началу XIX столетия во всех без исключения слоях японского общества, являлся чайник. Должно быть, именно поэтому экспонируемые чайники поражают разнообразием форм, пластических решений и изысканностью декора.

Выставка позволяет увидеть все основные формы чайников: получивший широкое распространение в Европе тяхэй – с петлевидной ручкой, поставленной напротив носика; добин – с высокой арочной ручкой; кюсу – с боковой ручкой, расположенной под углом и чайник без ручки хохин, предназначавшийся исключительно для употребления самого дорогого сорта листового зеленого чая «гёкуро».

Особое внимание привлекают чудесные росписи, исполненные мастерами на поверхности изделий. На одном из чайников кюсу присутствуют иллюстрации к сборнику рассказов Го Цзюйцзина (1560–1640) «Двадцать четыре рассказа о сыновней почтительности»; на лицевой стороне другого (оба – XIX век) изображены традиционные в китайском и японском искусстве символы долголетия – летящий журавль и черепаха, а также сосна – характерный для Японии благожелательный мотив здоровья, долголетия и жизнестойкости. Чайник хохин, изготовленный в мастерской Банко (крупный японский гончарный центр) в 1868–1885 годах покрыт иероглифической (стихотворной) надписью, а на его крышке расположился барсук-оборотень Тануки (персонаж японского фольклора). Навершие крышки одного из чайников тяхэй (XIX в.) выполнено в форме улитки. Встречаются в экспозиции и навершия в виде лежащего льва, лягушки, стебля лотоса…

"