Posted 21 сентября 2014,, 20:00

Published 21 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:08

Updated 8 марта, 04:08

Остановить и… задержать

Остановить и… задержать

21 сентября 2014, 20:00
В Мраморном дворце Русского музея демонстрируется киноплакат эпохи великого немого. Хотя, вернее сказать, сама эпоха взирает с побитых временем красочных листов, щедро украшавших российские города первой трети XX века. Около сотни киновывесок, собранных в едином выставочном пространстве, разнятся по смыслу, стилю, наст

4 мая 1896 года в петербургском увеселительном заведении «Аквариум» стартовал доселе неведомый русской публике аттракцион «Синематограф братьев Люмьер». Со дня парижской премьеры новой «забавы» минуло не более пяти с половиной месяцев, но успех предприятия был столь фееричен, а коммерческая выгода столь велика, что изобретение владельца крохотного заводика Луи Люмьера неукротимо «расползалось» по земному шару. В Нижнем Новгороде свой первый киносеанс посетил Максим Горький, посетив же, не преминул поделиться свежими впечатлениями с «Одесским листком»: «Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно-однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения… Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных».

Представленные в экспозиции киноплакаты из музейного собрания относятся к 1910-м – концу 1920-х годов. В 1910-е годы происходит появление и становление русского киноплаката как самостоятельного жанра, максимально демократичного, лишенного назидательности, полностью отталкивающегося от фильма и в лучших своих образцах вырастающего до самостоятельного произведения искусства.

Впрочем, дельцы от кинематографа не больно-таки настраивали художников на изготовление нетленки, их цели были сиюминутны и прагматичны и вполне ясно выразились в редакционной статье профильного еженедельника «Наша неделя»: «…яркие пятна плакатов, выставленные у входов в электротеатры, расклеенных на заборах и тумбах, должны остановить и задержать внимание уличной толпы».

В зависимости от тематики фильма и эстетических пристрастий бравшегося за исполнение киноплаката художника «картинка» могла быть выполнена в стилистике лубка конца XIX – начала XX столетия или в манере журнальной графики. Некоторые изображения преподносились в форме многочастной композиции, объединяющей несколько сюжетов, т.е. «подсказывали», по какому «плану» пойдет развитие событий. Другие плакаты имитировали кинокадр; третьи отличались декоративностью, а по отношению к киносюжету были символичны и аллегоричны.

Выставка в изобилии являет весь спектр дореволюционного и постреволюционного плаката, повествуя о вкусах и пристрастиях тогдашнего обывателя ничуть не меньше, чем серьезные историко-культурологические исследования.

Написанное в жанре романса юным Александром Пушкиным стихотворение «Под вечер, осенью ненастной» легло в основу душещипательной драмы режиссера Николая Ларина. Сам фильм не сохранился, но плакат, выполненный к нему одним из первых русских плакатистов Георгием Алексеевым, во всей красе живописует страдания «девы», стремящейся избавиться под сенью ночи от «тайного плода любви несчастной». Не менее прямолинейно выведены образы главных героинь кинокартин «Побег Лизы Басовой» по драме в пяти актах с прологом Александра Амфитеатрова (художник Владимир Свешников) и «Вырыта заступом яма глубокая», в названии которой использована стихотворная строка Ивана Никитина (неизвестный художник). Но помимо содержательной части крайне интересна трансформация при «переходе» с экрана на бумажный лист лиц «королей» и «королев» экрана. Так, с плаката к фильму «Тобою казненные» (художник Михаил Кальмансон) взирает абсолютно неузнаваемая Вера Холодная; почти карикатурно выглядят популярные зарубежные кинодивы Клара Боу («Электрический стул», художник Михаил Длугач) и Марчелла Альбани («Жизнь за жизнь», неизвестный художник).

Еще одна отличительная черта киноплаката – экспрессия. «Не ходи по левой стороне, а иди на «Мисс-Менд», – «кричит» аршинными буквами киновывеска боевика в постановке Бориса Барнета (художник Семен Семенов-Менес). Эксцентричный «Поцелуй Мэри Пикфорд», загадочный «Луч смерти», вызывающая дрожь «Катастрофа»…

«Вряд ли хоть одному из миллионов зрителей, смотревших «Дьяволят», – писал впоследствии режиссер кинобестселлера «Красные дьяволята» Иван Перестиани, – приходило в голову, что мастер, вложивший в работу почти неиссякаемый запас веселья, делал эту работу, чувствуя себя все время глубоко несчастным и страдающим человеком». Как чувствовал себя, работая над рекламным постером к «грандиозному современному кинороману» плакатист и сценограф Михаил Глазман, неизвестно. Но изобразительная визитная карточка фильма получилась чрезвычайно эффектной и завлекательной, что в немалой степени способствовало наполняемости залов и триумфальному шествию первой советской приключенческой киноленты по кинотеатрам Советского Союза.

"