Posted 21 сентября 2009,, 20:00

Published 21 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:28

Updated 8 марта, 07:28

Страх перед наказанием

Страх перед наказанием

21 сентября 2009, 20:00
На завершившемся Анапском кинофестивале стран ближнего зарубежья главные награды игрового конкурса достались фильмам признанных мастеров. Награду за режиссуру получила «Граница» Арутюна Хачатряна (Армения), а лучшим фильмом признана «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой (Украина). И лишь специальный диплом жюри «За отс

Призы за лучшую женскую и мужскую роли достались Ирине Агейкиной, комично сыгравшей в «Песне южных морей» русскую бабу, у которой рождается цыганистый сын, и Владимиру Кузнецову, исполнившему в фильме «С черного хода» роль ученика, влюбившегося в учительницу.

В конкурсе неформатного кино победила «Революция, которой не было» Алены Полуниной, ранее признанная членами Гильдии киноведов и кинокритиков лучшим фильмом фестиваля. Поскольку в день закрытия было холодно, вместо обычного цельного «Слона» критики преподнесли своей фаворитке полую стеклянную фигуру священного для них животного, до ушей налитую коньяком.

Все надеялись, что от холода вместе со зрителями сожмется и церемония, проходившая под открытым небом, но не тут-то было – награды выдавали так долго, что у ведущих окаменели языки, и они то и дело путали имена вручантов и лауреатов.

В отсутствие Муратовой, Хачатряна и Овашвили абсолютным триумфатором церемонии стал Ираклий Квирикадзе. Помимо того, что он получил награду главного жюри за лучший сценарий (к фильму «Метеоидиот»), дирекция фестиваля вручила ему приз имени Павла Луспекаева «Госпожа удача», а жюри конкурса совместных постановок – приз за лучший проект. Кроме того, Ираклию пришлось подняться на сцену, чтобы получить награду для сына Михо, названного (вместе с Вальтером ван ден Энде) лучшим оператором за съемки в «Метеоидиоте».

Помимо игрового и «неформатного» конкурса, в этом году был устроен конкурс коротких фильмов, снятых молодыми кинематографистами, под названием «Границы шока». В нем были собраны экстремальные и маргинальные работы, сделанные в разных видах кино, включая 30-минутный видеоарт «Капель» Галины Мызниковой и Сергея Проворова, ставший серьезным испытанием зрительского терпения, поскольку все тридцать минут камера показывает неподвижно лежащую в постели и не мигающую женщину со свешивающейся ногой. После фильма наивные зрители стали спрашивать авторов, где достать средство против мигания, и были обескуражены тем, что это средство называется мультимонтаж.

Некоторые из коротких фильмов вызывали дискуссии – как, например, лента Ивана Твердовского-младшего «Словно жду автобуса», обосновавшаяся на границе между игровым и неигровым кино. Ее герои – едущие ночью на машине молодые люди, включая автора фильма, снимают (в обоих смыслах этого емкого слова) на автобусной остановке девушку, везут в чью-то квартиру, где она вступает со всеми желающими (был ли в их числе режиссер, неизвестно) в закадровую интимную связь – то ли расплачиваясь за подвоз, то ли просто ради удовольствия. Снято это так, что трудно понять, было это на самом деле или всего лишь ловко разыграно и смонтировано. На пресс-конференции режиссер признался, что невольно «подставил» своих друзей и теперь сожалеет об этом. Но если сожалеешь, что снял, зачем показывать? А с другой стороны, почему бы и не показать, если герои не против? Готового ответа нет, но смысл картины в том, похоже, и состоит, что она провоцирует вопросы, на которые трудно ответить.

Столь же провокационны и отмеченные наградами ленты. Так, в «Монголе 8» Глеба Середы (главный приз программы) сравниваются путь бомжа и путь самурая, между которыми оказывается больше общего, чем можно было предположить. В «Рэмпкрэмпе» Катрин Сипелгас и Элен Лотман (специальный приз) скейтбордисты преодолевают страх перед рискованными кульбитами – один посредством демонстративного курения в общественном месте, другой – представляя себя пилотом-террористом, атакующим башню ВТЦ. Глядя этот фильм, старожилы фестиваля спрашивали себя, понимают ли режиссеры, что цивилизация в значительной мере держится на страхе перед наказанием за антиобщественное поведение, и думали о том, что самым шоковым событием «Киношока» за все годы его существования была видеозапись теракта 11.09.2001, показанная по ТВ во время Х Анапского кинофорума, которую многие поначалу приняли за игровой фильм.

"