Posted 21 августа 2013,, 20:00

Published 21 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:59

Updated 8 марта, 04:59

Рисунки на полях

Рисунки на полях

21 августа 2013, 20:00
Во вторник в Литературном музее открылась выставка «Рисунки поэтов» – последняя в рамках VII Фестиваля коллекций современного искусства. Совместно с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) музей экспонирует рисунки поэтов XX века – от Владимира Маяковского и Андрея Белого до Эдуарда Лимонова и Андрея Роди

Поэты во все времена были не прочь использовать изображения в своих литературных опытах. Для кого-то это было неотъемлемой частью стихотворения, для кого-то – логическим продолжением поэтического голоса, его воплощением на бумаге. Кто-то рисовал в шутку картинки и открытки друзьям, даже не предполагая, что эти домики и кошечки будут выставлять в залах Дома Остроухова.

Проект «Рисунки поэтов» для Литературного музея – привычное дело, он не раз выставлял картинки поэтов Серебряного века отдельно. Большую коллекцию живописных произведений Владимира Маяковского, Андрея Белого, Давида Бурлюка – все это «ретро», как выразилась в разговоре с корреспондентом «НИ» одна из кураторов выставки Наталья Реброва, – из своих запасов щедро предоставил Литературный музей. Она рассказала, что за «современную часть» отвечает куратор от ГЦСИ Алина Федорович. Они не столько делили пространство выставочного зала, сколько старались объединить свои силы, провести логическую линию между началом века и его концом. Политизированные окна сатиры РОСТА, авангардные картины Андрея Белого – в современности их продолжением служат политические зарисовки Эдуарда Лимонова и причудливая серия автопортретов Линор Горалик. По словам Алины Федорович, отправной точкой для всей экспозиции стало именно желание выставить рисунки современных поэтов, чье творчество выходит за рамки литературного поля. В этом смысле поэты сегодняшнего дня напоминают концептуалистов, которые не мыслили визуального ряда без словесного и наоборот. Поэзия вплетается в визуальные образы, голос поэта приобретает облик, а живопись становится продолжением слова. Кураторы решили выстроить авангардный мостик между тем, что было раньше, и тем синтетическим творчеством, которое мы наблюдаем сейчас.

Отступления от генеральной линии самые незначительные: рядом с гротескными изображениями Белого висят лирические пейзажи Волошина. А в остальном поэты прошлого успешно «продолжены» поэтами настоящего. В рисунках Иосифа Бродского проглядывает античность, которая так привлекала русских символистов. Портреты Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского, сделанные рукой Давида Бурлюка, рукописное издание «Мистерии-Буфф» и авторские эскизы к костюмам, Блок в цветовой палитре Андрея Белого, профессиональные штриховки Сергея Городецкого – все это в идеальном логическом порядке представлено на выставке. Продолжением служат портреты Че и Гитлера руки Лимонова, сюрреалистические образы Горбачева и Столыпина Дмитрия Пригова. Чтобы показать связь времен наглядно, в одном из залов проигрывалась запись, на которой Андрей Родионов читает поэму Маяковского «Про это», а на открытие выставки пригласили и его самого, и эпатажного поэта-политика Эдуарда Лимонова. Автор провокационной поэмы «Я – Эдичка» признался, что у него всего-навсего 20 картинок, в которых больше виден он сам, нежели какое-то искусство.

Вне зависимости от того, что или кого изображали на этих картинках мастера стихосложения, каждый увидит в этом, как в зеркале, свое отражение. Одних привлекут рубашки «Дух» и «Тело» Генриха Сапгира, других – привычные угловатые карикатуры Владимира Маяковского.

"