Posted 21 июля 2009,, 20:00

Published 21 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:28

Updated 8 марта, 07:28

Дух свободы в геенне

Дух свободы в геенне

21 июля 2009, 20:00
В Иерусалиме закончился 26-й Международный кинофестиваль. В основной конкурсной программе, где соревновались игровые и неигровые картины, главный приз получили «Йодокские истории» (Йодок – концлагерь в Северной Корее) известного польского документалиста Анджея Фидика. Жюри ФИПРЕССИ, одним из участников которого был кин

Фестиваль проходил в Иерусалимской синематеке, встроенной в скалу, с которой открывается прекрасный вид на крепостные стены Старого города. Под скалой находится место с названием Геном – легенда утверждает, что в нем когда-то находилась городская свалка, где периодически жгли мусор, откуда якобы и пошла геенна огненная. Теперь там разбит вполне райского вида сад, а огненная геенна в дни фестиваля наблюдалась в иерусалимском районе Меа Шеарим, населенном ультраортодоксальными евреями, которые во время очередного бунта против городских властей жгли на улицах мусор. Причем сочетание черных котелков и сюртуков, белых манишек и аккуратно завитых пейсов с мелким хулиганством было весьма комичным. В синематеке помимо четырех кинозалов, где шли публичные просмотры, есть и маленькие видеозальчики, в которых можно было в индивидуальном порядке посмотреть фильмы на дисках.

Программа международного конкурса в этом году оказалась довольно слабой и состояла главным образом из «лобовых» документалок, посвященных социальным проблемам национальных меньшинств и правам женщин. В одной – подробно показывалась работа кооператива (чтоб не сказать «кибуца»), образованного одинокими мусульманками, – стрижка овец, производство ниток и вязка ковров, так что при желании зрители могли получить некоторые профессиональные навыки. В другой – подготовка к дикарскому обряду инициации у австралийских аборигенов, оснащенных мобильниками, но упорно и при полном сочувствии авторов отстаивающих свою так называемую «аутентичность». В третьей – попытка бедуинского племени, не прижившегося в городе, куда его когда-то переселили, вернуться обратно в пустыню. В четвертой – быт потомственных египетских мусорщиков, которые, оказывается, перерабатывают отходы в несколько раз эффективнее европейцев. В пятой – история молодой пакистанской женщины, основавшей школу для девочек: несколько лет назад она была изнасилована шестью односельчанами в наказание за какой-то проступок брата, но не смирилась с варварским произволом, а добилась наказания насильников и теперь обучает других отстаивать свои права. Увы, при всем уважении к развитым женщинам и сочувствии к недоразвитым племенам, смотреть эти ленты было мучительно из-за того, что авторы, во-первых, не отличали важное от неважного, а во-вторых, не верили в сообразительность зрителей и по нескольку раз повторяли то, что понятно с первого раза.

Что касается немногих включенных в программу игровых фильмов, то их подбор выглядел случайным и не очень привязанным к ее лозунгу. «Дорога в рай» Симона Бранда (о молодом колумбийском эмигранте в Нью-Йорке), «Пять минут рая» Оливера Хиршбигеля (о попытке примирения бывшего ирландского боевика с братом убитого им католика), «Рай на земле» Дипы Меты (о пенджабке, которую в Канаде избивает и третирует ее муж-индиец) и «Турне» Горана Марковича (о театральной труппе, попавшей в зону югославской гражданской войны) оказались всего лишь добросовестными, но искусственными и наивными упражнениями на заданные темы.

Собственно говоря, в конкурсе было лишь четыре фильма, чьи профессиональные качества делали их претендентами на призы. Во-первых, «Йодокские истории». Фильм построен на контрасте между будничностью ужасных свидетельств беженцев о жизни в коммунистической Корее и патетичностью мюзикла, который с их участием ставит один из бывших узников, театральный режиссер. Режиссер был брошен в концлагерь за то, что слушал южнокорейское радио. Вторая лента – «Бирманский виджей», основанная на рискованных и сложных съемках, проведенных молодыми бирманскими репортерами во время народных волнений. Третья – «Давайте делать деньги» Эрвина Вагенхофера – познавательно-критическая картина о движении транснациональных капиталов. Иллюстрированная и весьма квалифицированная лекция о финансовых потоках, подчас текущих в невообразимых направлениях, наверняка получила бы одобрение Карла Маркса и Сергея Эйзенштейна (некогда собиравшегося экранизировать «Капитал»), но не могла вызвать большого энтузиазма на кинофестивале, где «форматная» документалистика не приветствуется, и осталась без наград. Наконец, в четверке наиболее интересных оказался минималистический игровой этюд Владимира Перисича «Обыкновенные люди», где молодые солдаты на глазах ошеломленных зрителей становятся хладнокровными убийцами. Картина Перисича, воссоздавшая лишь поверхность, но не глубину обесчеловечивания людей на войне, тоже осталась неотмеченной призами.

Российских лент на фестивале было пять. Две документальные и три игровые – «Рерберг и Тарковский» – обратная сторона «Сталкера» Игоря Майбороды, «Как стать стервой» Алины Рудницкой, «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего, «Исчезнувшая империя» и «Палата номер шесть» Карена Шахназарова. Гендиректор «Мосфильма» прилетел на два дня, чтобы представить свои картины, и умчался обратно, напоследок обещав автору этих строк снять еще два-три фильма, а затем переквалифицироваться в кинокритики и показать мастер-класс всем пишущим о кино, но не умеющим его делать.

"