Posted 21 июля 2008,, 20:00

Published 21 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:57

Updated 8 марта, 07:57

«Евровидение» златоглавое

«Евровидение» златоглавое

21 июля 2008, 20:00
Вчера правительство России приняло наконец долгожданное решение о проведении конкурса «Евровидение-2009» в Москве. Право принять у себя главное поп-соревнование Европы Россия получила после победы Димы Билана в Белграде. Решение кабинету министров далось нелегко: после победного для нас конкурса прошло уже почти два ме

В полной мере ощутить, что конкурс этот – политический, мы смогли в первые летние месяцы, когда между двумя столицами шла самая настоящая подковерная война за право проводить у себя «Евровидение». Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко посылала открытые и скрытые флюиды «наверх», чтобы там поняли: она очень хочет заполучить евроконкурс. Московские власти, казалось, напротив были показательно пассивными в этом вопросе. То есть провести, конечно, были готовы, но не то чтобы жаждали. Возможно, причиной тому стала известная нелюбовь столичного головы к всяческим там сексуальным меньшинствам. А этих меньшинств, как и разнообразных фриков, не вписывающихся в привычные стандарты советской эстрады, на «Евровидении» обычно пруд пруди.

Интересна и реакция общества на грядущее «Евровидение». Если некоторые москвичи уверены, что принять у себя столь представительное собрание – большая честь, то иные – напротив, были за то, чтобы перенести его куда-нибудь в деревню, в глушь, в Саратов. Потому что, конечно, с культурно-эстетической точки зрения конкурс особого интереса не представляет. Это спорт, да и то, мягко говоря, субъективный.

Кстати, пока в верхах решали судьбу заморских фриков, к числу городов-претендентов на «Евровидение» успели присоединиться еще несколько – к примеру, Нижний Новгород. Запомнилась и байка о том, что сразу после победы Билана один из музыкальных экспертов в радиоинтервью обмолвился, что в принципе континентальный конкурс можно провести где угодно, хоть в Нефтеюганске – и на следующий день газеты этого города вышли с заголовками «Евровидение» может пройти в Нефтеюганске». Но с тех пор, как Россия принимает участие в этом конкурсе, прецедентов, что он может пройти не в столице, еще не было. Похоже, что их не было и до этого.

При выборе Москвы чиновниками был учтен «уровень подготовки объектов столицы, развитость ее инфраструктуры и возможность минимизировать расходы». Но вполне вероятно, что решающим фактором стали все-таки негласные европейские традиции. Во всяком случае, на официальном сайте «Евровидения» во всех материалах о грядущем конкурсе значилась «Москва». Вчерашнее заседание правительства России не дало, однако, ответы на конкретные вопросы – например, каков бюджет конкурса, удастся ли государству на нем заработать или же это убыточное предприятие, и, наконец, на какой именно площадке пройдет «Евровидение». В числе очевидных претендентов – спорткомплекс «Олимпийский», Дворец спорта или малая арена «Лужников» (все – с неважной акустикой), а также новый Ледовый дворец на Ходынке (там наверняка возникнут транспортные проблемы).

Правда, ответственный за поп-шоу вице-премьер Александр Жуков вчера обмолвился, что «наиболее с технической точки зрения подготовленным является, конечно, спорткомплекс «Олимпийский». Судя по всему, именно на нем и остановится российский оргкомитет. «Евровидение» пользуется в нашей стране бешеной популярностью, поэтому 25 тыс. билетов в «Олимпийский» можно будет без труда распродать по такой же бешеной цене. Не стоит забывать и о том, что билеты продаются и на оба полуфинала, и на все репетиции, которые ровным счетом ничем не отличаются от главного вечера, за исключением того, что ведется не прямая телетрансляция, а запись (которая потом включается вместо прямого эфира в случае каких-то форс-мажорных накладок).

Что касается бюджета, то Европейский вещательный союз обычно выделяет менее 50% средств. Но при этом город должен обеспечить жильем более 2 тыс. человек – представителей официальных делегаций (а гостиницы в Москве запредельно дорогие), оборудовать пресс-центр почти на тысячу человек и так далее.

У ряда стран, особенно постсоветских, с проведением «Евровидения» возникали серьезные проблемы. Помощь запрашивал Таллин, а в Киеве о «Евровидении», по сути, вообще вспомнили лишь после того, как закончили «оранжевую» революцию. В итоге Украина так и не смогла построить, как планировалось, новый зал на 2 тыс. мест, и киевский Дворец спорта советской постройки пришлось стыдливо прятать зеленой строительной сеткой. У России сейчас больше экономического потенциала, чем у Эстонии и Украины. Наверное, поэтому учредитель конкурса – Европейский вещательный союз – никаких тревожных телодвижений по поводу затянувшегося принятия решения в Москве не предпринимал, хотя Киев к этому моменту уже вовсю инспектировали. Сегодня мало кто сомневается, что Россия способна провести долгожданное «Евровидение» на высоком уровне. У нас нынче есть все, что нужно – и деньги, и амбиции, и море гламура.

Финал московского конкурса запланирован на 16 мая. В российскую столицу приедут делегации из 43 стран, а число телезрителей превысит 100 млн. человек.

НАЗВАН ПЕРВЫЙ УЧАСТНИК МОСКОВСКОГО «ЕВРОВИДЕНИЯ»

Греция первой из стран Европы определила своего участника конкурса. Им станет уже известный нашей аудитории 36-летний Сакис Рувас, представлявший Элладу на «Евровидении-2004» в Стамбуле с песней Shake It и занявший тогда третье место (победила в тот год украинка Руслана). После того как год спустя Греция устами Хелены Папаризу выиграла «Евровидение» в Киеве, Сакис Рувас стал соведущим церемонии в родных Афинах. Греция наряду с Украиной и Россией в последние годы традиционно входит в число фаворитов конкурса: гречанка Каломира в этом году заняла третье место после Димы Билана и украинки Ани Лорак. Греческая пресса отмечает, что и Папаризу, и Билан смогли выиграть «Евровидение» со второй попытки, и Рувас, очевидно, решил пойти по «проторенной дорожке».

"