Posted 21 июля 2004,, 20:00

Published 21 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Город-сцена

Город-сцена

21 июля 2004, 20:00
На время фестиваля жители Авиньона стараются покинуть город, уверяя, что жить «в этом сумасшедшем доме невозможно». Их место занимают гости фестиваля. Коллективы, чьи спектакли стоят в основной «in-программе» (то есть чей приезд оплачивает фестиваль), и труппы «off-программы» – театральные пилигримы, приезжающие сюда

Программа «ин» – это вершины мирового театра, в этом году это Томас Остермайер, Кристоф Марталер, Саша Вальц, Франк Касторф. «Офф» – это ярмарочный балаган, плещущий вокруг дворца, захвативший все средневековые площади и добравшийся до самых глухих авиньонских закутков. На каждой улочке – свой театр. В театры превращены: Почетный двор Папского дворца, все выставочные помещения в окрестностях, карьер в получасе езды от Авиньона, церкви, коллежи, дворы (всего в Авиньоне и его окрестностях насчитывается больше 100 сценических площадок).

Вольготнее всего чувствуют себя коллективы, для чьих представлений достаточно коврика на площади (традиционно лучшее место – площадь Часов). Все прохожие автоматически становятся зрителями, которые потом опускают монетки и купюры (сколько кому не жалко) в специальную тарелочку.

Театры-off, арендующие помещения, борются за зрителя другим способом. Актеры, режиссеры, технический персонал театров-off бродит по улицам, рекламируя свою постановку. Они расхаживают среди толпы в странных театральных костюмах и вежливо протягивают рекламную продукцию, от всей души благодаря каждого, кто протянет руку. Таким образом, ты можешь получить афишу спектакля из рук непосредственно изображенного на ней главного исполнителя. Речь здесь идет не о заработке. Заработать в Авиньоне довольно трудно, но заявить о себе миру вполне возможно.

Программа «офф» появилась в Авиньоне на следующий год после революционных событий 68-го, которые довели до инфаркта мэтра французского театра Жана Вилара. Пришествие площадного театра в 1969 году обновило Авиньону кровь и сделало его «театральной Меккой», куда каждый год стекаются сотни профессиональных и полупрофессиональных трупп со всего света, а вслед за ними – и сотни тысяч туристов. Даже в прошлом году, когда забастовщики сорвали спектакли Мнушкиной и Брука, они не тронули спектакли off-программы (видимо, здраво рассудив, что сорвать шесть сотен спектаклей практически невозможно).

В этом году глава профсоюза работников культуры заявил, что «над фестивалем не висит угроза, и мы не будем призывать к забастовке». И хотя радикальное крыло профсоюза угрожает более серьезными беспорядками, но, кажется, дело угрозами и ограничится. Потому что даже дни, официально объявленные как забастовочные, прошли на удивление спокойно: взрывался фейерверк, в бесчисленных кафе посетители налегали на алкоголь.

"