Posted 22 июня 2019,, 17:27

Published 22 июня 2019,, 17:27

Modified 7 марта, 15:57

Updated 7 марта, 15:57

Выселение Андрея Рублева: конфликт дошел до Кремля

Выселение Андрея Рублева: конфликт дошел до Кремля

22 июня 2019, 17:27
Конфликт между Федеральным музеем им.Андрея Рублева и РПЦ достиг апогея. После письма Патриарха в Росимущество о передаче РПЦ зданий Андроникова монастыря, депутат Мосгордумы Елена Шувалова направила от имени своих избирателей письмо на имя президента с просьбой сохранить музей иконописца.

Ирина Мишина

Спасо-Андроников монастырь знаменит тем, что именно здесь принял постриг иконописец Андрей Рублёв. Именно в этом монастыре москвичи встречали войско Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле, здесь захоронены герои Куликовской битвы, войны 1812 года, московские градоначальники, семьи Волконских, Трубецких, Суворовых, Мусиных-Пушкиных, Римских-Корсаковых...

В обращении патриарха речь идёт о передаче в собственность РПЦ Спасского собора XV века, трапезной палаты XVI века, братского корпуса и настоятельских палат XVII века, церкви Михаила Архангела XVII века.

Глава движения "За возрождение обители" Сергей Карнаухов заявил, что "патриарх принял решение не столько религиозное, сколько социально-культурное, потому что таким образом он спасает это место от деградации". По словам Карнаухова якобы «Минкультуры уже утвердило концепцию, которая должна была превратить весь квартал Спасо-Андроникова монастыря в единый выставочный туристическо-рекреационный комплекс с ресторанами, переходами и галереями, поэтому решение предстоятеля о передаче монастыря Церкви очень своевременно».

Глава Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин считает, что переезд Музея Андрея Рублева из Спасо-Андроникова монастыря Москвы – вопрос давно назревший : "На протяжении многих лет, по крайней мере последних двадцати, на моей памяти (а я служил в Андрониковом монастыре и хорошо знаю это место) шла речь о том, что монастырь задыхается в тесных кельях…».

В этой истории обращает на себя внимание один факт: в РПЦ заинтересованы в первую очередь в получении помещений. На вопрос о том, будет ли продолжен ремонт, который ведется на территории монастыря, г-н Карнаухов ответил: "Это фоновые вещи, они не имеют значения для сути вопроса". «Хотелось бы заметить, что РПЦ вообще неохотно берет на баланс передаваемые ей здания и помещения. Так, Храм Христа Спасителя в Москве юридически находится на балансе города, хотя формально передан Церкви. Ремонт, обслуживание помещений – это достаточно затратные вещи», - рассказал «НИ» художник, кандидат философских наук, координатор проекта «Спасем музей Рублева!» Антон Беликов.

Описывая конфликт Федерального музея и РПЦ, никто не упоминает, что комплекс Андроникова монастыря сохранился во многом благодаря музейщикам и реставраторам. Перед войной в Андрониковом монастыре были бараки, там жили люди. Музей все взял в свои руки, не дал разрушить уникальные здания. Так, впервые в Москве появился единственный в России Музей русской иконы, где сгруппировались лучшие художники и реставраторы того времени. «Долгое время там работали реставрационные мастерские, благодаря им до нас дошло и сохранилось много уникальных иконописных работ. В советские времена это не приветствовалось, как известно. Однако, в Музее Андрея Рублева все это чудесным образом удалось сохранить. Сегодня Музей Андрея Рублева в Андрониковом монастыре – это одна из крупнейших реставрационных мастерских в России. Там сформировалась уникальная духовная, культурная точка. С ее уничтожением наша культура потеряет многое», - считает Антон Беликов.

В обращении на имя президента, содержание которого стало известно «НИ», упоминается и такой факт: «Музей размещается в комплексе древнейшего из сохранившихся московских храмов - Андроникова монастыря, являющегося объектом культурного наследия федерального значения. В этом месте музей существует с 1960-х годов, когда был основан по инициативе ученых Петра Барановского, Игоря Грабаря, Николая Воронина и Павла Максимова. Именно они подготовили проект восстановления монастыря, были начаты реставрационные работы для размещения музея им. Андрея Рублева: иконописец здесь жил, умер и был похоронен», - говорится в обращении на имя президента России.

При этом сотрудники музея, с которыми удалось переговорить «НИ», подчеркивают, что все они – люди православные, являются прихожанами Спасо-Андроникова монастыря, посещают службы и всеми силами пытаются избежать конфликта, предлагая компромиссные решения. Одно из них прозвучало на последней Согласительной комиссии.

Как нам сообщили в PR-отделе музея , директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин предложил передать РПЦ четыре здания на территории музея – Спасского собора начала XV века, бывшего здания администрации, здания Братского корпуса, а также здания северо-западной башни бывшего монастырского комплекса. Рядом с этими постройками проходит построенная в 1960-е годы стена, отделяющая территорию музея от территории, принадлежащей РПЦ. Музеем было предложено рассмотреть вопрос об устройстве в ней ворот, которые могли бы объединить обе территории для удобного и рационального использования. Однако, с представителями РПЦ не удалось урегулировать все эти вопросы.

«Никаких конструктивных вариантов развития событий я пока не вижу. Наши предложения приняты не были и пока мы имеем лишь копию письма Патриарха в Росимущество, в котором он ссылается на 327 -ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", по которому ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева" должен передать свои помещения монастырю. Мы очень надеемся на обращение к Президенту России, которое было направлено ему от имени жителей Москвы депутатом Мосгордумы Еленой Шуваловой. Этот вопрос касается нашего общего культурного наследия, поэтому, по нашему мнению, в обсуждении будущего музея должны принять участие все заинтересованные жители города. Это должны быть открытые слушания», - заявила «НИ» руководитель РR-отдела ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Светлана Липатова.

В этой коллизии есть один нюанс. Если РПЦ, на основании закона о реституции церковных ценностей, отбирает все пространство Спасо-Андроникова монастыря, то по закону Музею федерального значения должны предоставить равнозначное помещение. Если этого не произойдет, уникальная коллекция Музея, архивы ждет печальная судьба: медленная гибель на временных, не приспособленных для хранения уникальных икон площадках или просто разграбление.

Если быть точным, выход из сложившегося положения РПЦ все же предлагает. Глава движения "За возрождение обители" Сергей Карнаухов заявил: « Неужели у нас в Москве нет места для того, чтобы разместить экспозицию?!». Он также указал на то, что рядом с монастырем находятся брошенные здания, "деградирующие, разваливающиеся - Дворец культуры "Серп и молот", два огромных здания усадьбы Хрящевых, которые музей уже получил, чтобы разместить там свои площади".

Что представляют из себя эти здания, вы можете судить по фото. Это руинированные помещения, которые нуждаются в реставрации, создании особого климата и температурного режима, в котором могут храниться иконы. Представители РПЦ заявляют, что никуда не торопятся и дают музею 20 лет на обустройство. Однако, закон, как известно, требует уложиться в 6-и летний срок. О настоящих планах РПЦ можно только гадать…

Так или иначе, судьба уникальных икон сейчас под вопросом. «РПЦ нужны здания, весь монастырь целиком. Музейщики предлагают оставить часть зданий за музеем, чтобы сохранить экспозицию икон там, где она сейчас находится. Это было бы разумно, учитывая негативный опыт прошлого. У реставраторов на памяти печальная история иконы «Богоматерь Боголюбская» XII века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, которая едва не погибла. Икона была в свое время передана РПЦ, находилась в храме, где шли службы, но из-за того, что ей не были обеспечены необходимые условия хранения, святыня начала разрушаться. Степень разрушения достигла таких масштабов, что икону невозможно было даже перевезти в Москву. Ее на руках перенесли в одну из мастерских во Владимире , ее стабилизируют, а наши лучшие реставраторы периодически ездят во Владимир спасать икону», - рассказывает координатор проекта «Спасем музей Рублева», художник Антон Беликов.

Кстати, к самому закону 327 -ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" у юристов множество вопросов. Процедура передачи этого имущества вызывает неоднозначные толкования. Да и сам вопрос принадлежности всего церковного имущества РПЦ – тоже во многом спорный. Вот мнение реставратора Владимира Сарабьянова - человека, благодаря которому до нас дошли фрески Снетогорского монастыря в Пскове, в Новгороде, Старой Ладоге, реставратора соборов Московского Кремля : «Широко бытует мнение, что все иконы и другие предметы церковной древности, находящиеся сейчас в музеях России, до 1917 года принадлежали церкви. Однако, это совершенно не соответствует действительности. Основу древнерусских фондов Русского музея, Третьяковской галереи и других центральных музеев составляют частные коллекции С.М.Третьякова, В.М.Васнецова, С.П.Рябушинского, И.С.Остроухова, Н.П.Лихачева и десятков других коллекционеров, которые сформировали свои собрания задолго до революции. В послереволюционные годы, действительно, многочисленные иконы поступали в музеи из закрывавшихся церквей, но следует учитывать, что музеи в полном смысле слова спасали эти иконы, которые богоборческая власть готова была уничтожить».

Так что вопрос об имуществе РПЦ на самом деле намного более сложный, чем это пытаются представить нынешние церковные иерархи. Самый яркий пример - соборы Московского Кремля. Они были сооружены на средства великих московских князей, потом перешли во владение царской семьи, а затем - государства. «Более того, к 1917 году Русская Церковь, как это ни парадоксально, почти не имела своего имущества, поскольку оно уже более двух столетий принадлежало государству», - резюмирует реставратор Владимир Сарабьянов. «А святыня не утратит своей животворящей силы и в стенах музеев, ибо сказано Христом: "Дух дышит, где хочет».

"