Posted 21 июня 2011,, 20:00

Published 21 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

Сегодня в Москве простятся с кинорежиссером Геннадием Сидоровым

Сегодня в Москве простятся с кинорежиссером Геннадием Сидоровым

21 июня 2011, 20:00
Сегодня в Москве простятся с кинорежиссером Геннадием Сидоровым

«Россия, кино, XXI век: время Сидоровых» – гласила памятная обложка бюллетеня российской кинематографии в 2003-м. Она была поделена на две части: слева – Алексей Сидоров («Бригада»), полуфиналист премии «Эмми», справа – Геннадий Сидоров («Старухи»), обладатель главного приза «Кинотавра». Сегодня, спустя восемь лет, в Москве прощаются с Геннадием Сидоровым, ушедшим от нас внезапно на 49-м году жизни…

Его фильм «Старухи» – безусловно, штучное кино. А Геннадий Сидоров был одним из очень немногих людей, умевших снимать такие картины. Тогда на «Кинотавре», по рассказам очевидцев, был совершенно единодушный прием (позже и во Франции, и в Киеве, и в Минске). Гран-при, приз за лучший режиссерский дебют, приз Гильдии киноведов и кинокритиков и восторженная реакция зрителей, которые смеялись и плакали на просмотре.

Фактически фильмом «Старухи» Геннадий Сидоров дебютировал в большом кинематографе. Он показал российскую глубинку, где все натуральное: и страна за пределами Садового кольца, и деревня с полуразрушенными избами, и пришлые таджики, которые начинают строить совместное житье со здешними старушками. Десять старух и местный дурачок Миколка с синдромом Дауна. Почти документалистика в деталях и мелочах, из бабушек одна Валентина Березуцкая была актрисой, деревенские играли самих себя, актер-инвалид Сергей Макаров из «Театра простодушных» тоже естественно жил в предлагаемых обстоятельствах. Казалось бы, вымирающая деревня, погибающая Россия, вот она, на ладони, и при этом категорически никакой чернухи, никакой безнадеги. Напротив – живое участие автора, тепло, свет и любовь к этим людям. К их порой ненормативной лексике, к поэме собственного сочинения одной из бабушек (хохот в зале сопровождал эту сцену), к их жажде жизни. Вопреки всему. Государственная машина давно бросила это село, а Всевышний никогда сюда и не заглядывал. Сидорова пытались обвинить в русофобии (мол, пришлые, чужаки, являются созидателями), он же не проводил границ и делений на своих и чужих. Редкое качество для режиссера. Совершенно непонятное для большинства.

Эта жажда жизни, неуемная энергетика была в нем самом. По первому образованию Геннадий – актер, выпускник вгиковской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Позже учился на режиссерском у Петра Тодоровского, снялся у мастера в небольшой роли в «Интердевочке» (приличный милиционер из ленинградской гостиницы «Прибалтийская», который ведет досмотр «ночных бабочек»).

Геннадий снимался и в фильмах Ларисы Садиловой, своей жены, с которой они прошли самые трудные 90-е годы: безденежье, бескартинье, на студиях запустение. И он в полной мере как продюсер помог нам всем узнать фильмы «С днем рождения!», «С любовью, Лиля», которые снимала Лариса, но они также принадлежат и ему. Как-то по-мужски это было с его стороны, достойно.

Позже была тяжелая история с сериалом «Апостол», когда Геннадий Сидоров снял свое имя с титров… Не хотел мириться с определенным положением вещей в нашем кинопроизводстве, не обладал пресловутой сервильностью, был честен.

К осени он намеревался завершить «Роман с кокаином» (фильм наполовину смонтирован), закончен проект «Собачьи глаза», уже несколько лет велась работа над «Веселым солдатом» по мотивам военной прозы Виктора Астафьева… Столько планов, еще живых и трепетных…

"