Posted 21 июня 2010,, 20:00

Published 21 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:57

Updated 8 марта, 06:57

Хозяйка сцены и судьбы

Хозяйка сцены и судьбы

21 июня 2010, 20:00
Юбилейный день рождения актриса Светлана Крючкова встречает на сцене родного БДТ имени Товстоногова. В программе «Музыка души» в первом отделении Крючкова исполнит любимые песни, а во втором будет читать стихи под аккомпанемент сына – классического гитариста Александра Крючкова.

Одним из главных качеств для артиста Светлана Крючкова считает бойцовский характер. Вспоминает, как три года подряд сразу после школы она поступала в театральные вузы Москвы. Папа грозился проклясть, если пойдет в артистки. Приезжая в столицу, жила на вокзалах, устроилась работать на завод Лихачева слесарем-сборщиком карданных валов. Поступив в Школу-студию МХАТ, долго искала свое место на курсе: провинциальная застенчивость плюс бешеный темперамент, непредсказуемые реакции на замечания пугали и раздражали педагогов. Ректор школы-студии, вызвав к себе недисциплинированную студентку, поинтересовался: «Будем лечиться или менять характер?»

За четыре года в школе-студии она научилась сдержанности в рабочем общении, научилась терпеть насмешки и замечания, научилась не обращать внимания на зависть или недоброжелательство. Как вспоминает актриса: «В дипломном спектакле «Шесть персонажей в поисках автора» я играла мадам Паче, и меня должны были бить ногами, меня били по-настоящему, каблуками по ногам за то, что меня пригласили сразу пять московских театров»… Она выбрала МХАТ, но, проработав два сезона, молодая, прекрасно стартовавшая актриса подала заявление об уходе… Пришла любовь, и за любимым человеком – в никуда – она уехала в Ленинград. Три месяца без работы, и – царский подарок судьбы – позвал сам Георгий Александрович Товстоногов. С 1973 года Светлана Крючкова – актриса БДТ.

Георгий Товстоногов был режиссером, умевшим находить таланты (достаточно вспомнить Смоктуновского, Юрского, Тенякову), но умевшим повернуть новой гранью и актера известного. Так, в провинциальном киевском комике Олеге Борисове на сцене БДТ открылся гениальный трагический актер.

В Светлане Крючковой мастер оценил яркость средств и внутреннюю наполненность, могучий темперамент и открытое сердце, умение не бояться любых сложностей в работе и ослепительную простоту лепки роли. Товстоногов сразу начал ее занимать в ролях разноплановых (сегодня 16-летняя школьница, завтра – старая дева) и разножанровых (комическая Купавина и драматическая молодая Хозяйка Нискавуори, чеховская Раневская и брехтовская Анна Фирлинг в «Мамаше Кураж»). Ценил в актрисе не только ее удивительный талант, но и сумасшедшую работоспособность.

До сих пор Светлана Крючкова умеет из 24 часов суток делать минимум 36. Общаясь с молодыми актерами, она часто повторяет: «Главное – не бояться работы. Надо ошибаться, не бояться быть глупым, не бояться быть нелепым, не бояться быть смешным. Я помню, как надо мной смеялись однокурсники, когда я была на сцене, а мой педагог повернулся к ним и произнес: «Не смеяться надо, а завидовать»…

Что ж, похоже, действительно можно позавидовать интенсивности и насыщенности жизни Светланы Крючковой, ее яркому таланту, бурному характеру и нраву настоящего бойца…

"