Posted 22 мая 2016,, 11:51

Published 22 мая 2016,, 11:51

Modified 8 марта, 02:56

Updated 8 марта, 02:56

Кирилл Серебренников получил приз в Каннах

Кирилл Серебренников получил приз в Каннах

22 мая 2016, 11:51
Кирилл Серебренников получил приз в Каннах

Каннский фестиваль, который официально завершится сегодня вечером, наградил фильмы в параллельных программах. Среди них – «Ученик» Кирилла Серебренникова: ему присужден приз имени киножурналиста Франсуа Шале с акцентом на профессионально-этические ценности.

Жюри приняло это решение единогласно с формулировкой: «Это смелый, тревожащий, взрывной фильм, действие которого происходит в России, но актуально для всех нас. Сегодня экстремисты убивают то, чему они сами, по своему убеждению, служат, предавая изначальное призвание религиозных текстов». В прошлом году аналогичную награду получила венгерская антифашистская драма «Сын Саула».

В программе «Двухнедельник режиссеров» главной премией ART CINEMA AWARD награжден афганский фильм «Волк и овца». Его автор – Шарбану Садат, одна из первых женщин этой страны, освоившая профессию кинорежиссера и продюсера. С финансовой помощью европейских партнеров она сняла поэтическую сказку на материале современной афганской деревни, почти не изменившейся с патриархальных времен, живущей в мире легенд и поверий, которые по-своему объясняют тайны бытия.

Основные герои картины, подростки 10 – 11 лет, работают в горах пастухами. Рядом почти нет взрослых, но дети придерживаются строгих традиций, хотя и лишенных религиозного фанатизма: мальчики и девочки держатся отдельно, одни заняты защитой стад овец от волков, другие занимаются хозяйством, тайно курят (редкий знак времени) и с удовольствием сплетничают. Двое аутсайдеров этого сообщества, мальчик и девочка, становится друзьями. Мирный, пасторальный тон фильма нарушается ночными рейдами хищной волчицы и звоном пастушьего колокольчика.

Съемки этого проекта были бы слишком опасны в Афганистане, ведь среди прочих в картине есть эпизод, где нагая женщина бредет вдоль домов: отражение легенды про Обнаженную Зеленую Фею. Снимать пришлось в Таджикистане, где своими силами, без помощи профессиональных дизайнеров, была выстроена целая афганская деревня, а 38 актеров с риском для жизни пробирались сюда через зону, контролируемую Талибаном.

Этот фильм победил в программе, где были представлены такие большие имена мировой режиссуры, как Марко Беллоккьо («Приятных снов») и Алехандро Ходоровский («Поэзия без конца»). Последний – один из отцов «магического реализма», и любопытно, что именно этот термин критики в своих характеристиках применили к афганской ленте.

Не менее интересная интрига разыгралась в «Особом взгляде». Публика особенно страстно полюбила две картины из этой программы. Первая – «Красная черепаха», анимационная сказка о свободе, любви, одиночестве, смерти: ее режиссер – один из гуру авторской анимации Дюдок де Вит. Вторая – «Капитан Фантастик» Мэтта Росса, рассказывает о столкновении прекрасной утопии и унылой реальности.

Отец (Вигго Мортенсен), анархист и пантеист, воспитывает шестерых детей в лесу, вдали от цивилизации, и они, умеющие с ножом охотится на оленя, образованы лучше их городских сверстников, в тонкостях постигли Достоевского и Набокова. Но убежать от уродливого консервативного мира невозможно. На ту и на другую картину выстраивались огромные очереди, и обе были отмечены жюри под председательством актрисы Марты Келлер – специальным призом и призом за лучшую режиссуру.

Но главная награда в этой программе досталась дебютной работе финна Юхо Куосманена «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки». Действие черно-белой ленты, отдаленно напоминающей провинциальные сказки Аки Каурисмяки о тихих триумфах лузеров, происходит в 1962 году, «в Финляндии, которой уже больше нет».

Финский боксер, уже покоривший Европу, встречается в поединке с чернокожим американцем за звание мирового чемпиона. На пути к титулу встает неожиданная преграда: вопреки стереотипам, любимая девушка не вдохновляет героя на победу, и он проигрывает. Однако главное в жизни – не спорт, не звания, а любовь. Этот день оказывается счастливым не только для героя с его типично финской ментальностью, но и для зрителя: он испытывает настоящее счастье, глядя на наивный мир полувековой давности, где реклама лишь делает первые шаги, спонсоры-олигархи выглядят вполне добродушно, а якобы спонтанные фоторепортажи готовятся на громоздкой аппаратуре с большим количеством репетиций.

Повышенный интерес вызвал и награжденный призом международной критики – ФИПРЕССИ фильм режиссера Богдана Мирицы «Псы». Он рисует мрачную картину румынской глухомани где-то на пограничье с Украиной: именно там главный герой получает в наследство от деда (как выясняется, криминального авторитета) большой запущенный участок земли. Наследник, а вслед за ним его девушка заявляются из Бухареста в эту в зону тотального беззакония, которую можно назвать румынской Кущевкой. Оказывается, что пресловутую недвижимость невозможно даже продать, а герой тут же становится заложником мафии, одного из главарей которой играет специализирующийся на подобных ролях фактурнейший актер Влад Иванов.

Одна из первых сцен фильма изображает полицейского, которому кладут на стол найденный в пруду башмак; методично очищая его от грязи, страж закона высвобожадет из него человеческую ступню. Вероятно, этот тип черного юмора заставил критиков назвать «Псов» румынской версией фильма братьев Коэнов «Старикам тут не место». Впрочем, и без этих сравнений румынское кино в Каннах заняло лидирующую позицию, будучи только в рамках официальной программы (конкурс и «Особый взгляд») представлено тремя картинами.

Из России, как известно, пригласили только одну картину. Однако в «Двухнедельнике режиссеров» прошла мировая премьера короткометражной анимационной ленты «Слушая Бетховена» Гарри Бардина, в свое время получившего в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражку «Выкрутасы». Новая работа – визуально-музыкальная притча о свободе, которая пробивает себе дорогу вопреки всему – оказалась в высшей степени созвучной главным сюжетам фестиваля.

"